search
main
0

Первый блин не гладок, но и не комом. В Санкт-Петербурге отметили годовщину с момента отказа от ЕТС

1 января 2006 года ознаменовалось в Петербурге введением новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе и образования. Подвести некоторые итоги и дать оценку принципиально новому подходу мы попросили Владимира Николаевича КУЗНЕЦОВА, председателя территориальной организации профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

– Надо признаться, прошлый год был непростым, и количество обращений, так или иначе касающихся новой системы оплаты труда, было большим. Конечно, предполагалось, что после введения новой системы, несмотря на то что восемь месяцев мы ее редактировали и корректировали, возникнут определенные сбои. Так и случилось. И тем не менее общее впечатление от произошедшего положительное. С чем это связано? В первую очередь с тем, что бывшие так называемые губернаторские надбавки, размер которых мог меняться в ту или иную сторону, которые были абсолютно непостоянной величиной, вошли в обязательные платежи. Таким образом, в части независимости от отношения руководителя региона к системе образования ситуация стабилизировалась.

Второй плюс в том, что по новой системе оплаты труда мы получили возможность оплачивать труд наших учителей и работников детских садов в зависимости от его количества и качества. Те показатели, что введены в новую систему, учитывают квалификацию работника, тип, вид учреждения, где он работает, и т.д. Таким образом, за последние три года зарплата в образовании выросла примерно в три раза. На сегодняшний день по статистике она приближается к 12 тысячам рублей. По городу она примерно равна средней зарплате в промышленности.

Еще одно преимущество заключается в том, что мы не ждем решений Правительства РФ о повышении зарплаты. По нашему закону с 1 января зарплата всем работникам образовательных учреждений автоматически индексирована на уровень инфляции. За основу берется прожиточный минимум. Меньше в городе не получает никто. Даже если вы придете работать уборщицей по первому разряду, вы все равно будете получать зарплату не ниже установленного минимума. Сегодня он составляет 3970 рублей, это базовая величина, от которой мы начинаем считать. За минувший год она увеличилась на 300 рублей. То есть прибавка к зарплате работников системы образования в зависимости от категории с 1 января 2007 года составит от 400 до 1000 рублей.

Это все положительные результаты. Однако остались отдельные вопросы, которые сегодня в результате переговоров с правительством, с депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга уже решаются. Что это за вопросы? Во-первых, в новой системе оплаты труда не учитывались отраслевые награды, например звание «Отличник народного образования». Вице-губернатор Сергей Тарасов уже подписал письмо, в котором предлагает просчитать и ввести доплаты за данное звание.

Второй момент, против которого мы возражали, заключается в том, что у работников, имеющих среднее специальное образование, в рамках системы устанавливался стажевый коэффициент 1,2. При этом коэффициенте они получали зарплату ниже, чем на 31 декабря 2005 года, разница им доплачивалась. При этом были ситуации, когда ряд директоров «забывали» это делать. Сегодня речь идет о том, чтобы в новой системе увеличить коэффициент до 1,3.

Еще одна нерешенная проблема, которая пока не встречает понимания в администрации города, касается надтарифного фонда, или фонда доплат и надбавок, который сегодня по России составляет 25% для школ и 12% для детских садов. Учитывая, что при новой системе база надтарифной части меняется, для того чтобы в абсолютной величине эти 25% сохранить, нужно, чтобы надтарифный фонд составлял не менее 10% . Для Ленинградской области нам удалось отстоять формулировку «не менее 10%», а по городскому закону она звучит как «до 10%», причем на усмотрение глав администраций. Поэтому в районах города цифры стали отличаться: в одном надтарифный фонд – 10%, а в другом – 3%. Представьте себе: две школы расположены рядом. Но одна из них – в одном районе города, а другая – в другом. В одной за ту же самую работу в тех же самых объемах и той же самой квалификации платят больше, чем в другой. В связи с этим к нам поступает множество обращений от работников образовательных учреждений. Безусловно, мы пытаемся сделать так, чтобы все районы дотягивали до 10%, но здесь включается административный ресурс. Перед главами администраций поставлена задача уменьшить бюджетные затраты, этого же требуют от заведующих роно, директоров школ. И получается, что за классное руководство, заведование кабинетами, организацию питания, проверку тетрадей платить не нужно, хотя это не входит в функциональные обязанности учителя. Директора пытаются доплачивать из предоставленного надтарифного фонда. Однако в городе начала прослеживаться интересная тенденция. Как идет формирование бюджета? Сначала школа определяет требующуюся ей сумму, отдает сведения в район, который суммирует данные, полученные от школ, и отдает заявку в Комитет по образованию, тот сдает заявку в Комитет финансов. Предположим, у нас в Колпинском районе надтарифный фонд составляет 4%, и этого не хватает, чтобы заплатить за классное руководство. Однако при уточнении в Комитете финансов говорят: заявка и фактическое финансирование не расходятся. Просили 10 миллионов рублей – их дали. Нарушений нет. И на всех ступеньках лестницы также. И директор школы столько же просил. Возникает вопрос: почему не рассчитал? Рассчитал. Но… смотри предложение: «При задаче…» Применимо к этому вопросу появляется еще одна сложность. Статья 278 Трудового кодекса РФ говорит о том, что работодатель либо организация, которой доверено управление образовательным учреждением, в данном случае – глава администрации, имеет право без объяснения причины уволить руководителя образовательного учреждения. Таким образом, директор попадает под удар этой статьи. Поэтому мы были вынуждены включиться в переговоры с правительством города, чтобы данная статья не стала каждый раз использоваться стопроцентно, а рассматривался каждый отдельный случай.

Что касается Ленинградской области, то там с 1 сентября 2007 года тоже вводится иная система оплаты труда. Это модификация региональной системы, однако первая ставка ЕТС, как и в городе, будет равна прожиточному минимуму. Кстати сказать, область пошла более прогрессивным путем. Если в городе базовая ставка – прожиточный минимум – берется за второй квартал 2006 года, то у них прожиточный минимум за первый квартал умножается на заложенный коэффициент инфляции. К тому же новая система вводится с 1 сентября, но соответствующий закон уже принят, и в течение 9 месяцев будут корректироваться неточности. Безусловно, это более рациональный подход.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте