search
main
0

Первые встречи с Парижем. Учебно-методический комплект по французскому языку

Летом 2005 года издательство «Дрофа» выпустило в свет учебно-методический комплект «Первые встречи», предназначенный для обучения французскому языку как второму иностранному. Это первый УМК из серии, над которой работает коллектив авторов Липецкой методической школы. В составе авторского коллектива опытные педагоги, методисты, активно занимающиеся разработкой методики преподавания французского языка и, в частности, как второго иностранного. Назовем фамилии членов авторского коллектива: В.Н.Шацких (руководитель авторского коллектива), О.В.Кузнецова, И.Н.Кузнецова, Л.Ю.Денискина, Л.В.Бабина. Что же побудило авторов заняться созданием учебно-методического комплекса по обучению французскому языку как второму иностранному?

Спектр изучаемых языков расширяется. На этом фоне повышается интерес к французскому языку – языку литературы и искусства, моды и дипломатии, международному языку математики и почтовой связи, интерес к Франции и французскому народу, с которым нас связывают давние культурные традиции.

Изменившееся отношение к иностранным языкам отразилось на языковой политике нашей страны и обусловило необходимость создания новых программ, концепций, курсов, УМК.

Серия УМК под общим названием «France: langue et culture» предназначена для обучения французскому языку как второму иностранному на средней и старшей ступенях. Данная серия создана на основе «Программы-концепции иноязычного образования (Концепция развития индивидуальности в диалоге культур)», разработанной доктором педагогических наук, профессором Е.И.Пассовым, и учитывает возрастные особенности и специфику обучения второму иностранному языку.

Серия состоит из четырех УМК, каждый из которых соотносится с определенным уровнем овладения речевым материалом: первый год обучения (УМК-1) – начальный уровень (dйbutant), второй и третий год обучения (УМК-2 и УМК-3) – средний уровень (intermйdiaire), третий и четвертый год обучения (УМК-4) – продвинутый уровень (avancй). Подобная организация серии без конкретной привязки к определенному классу позволит использовать ее на разных ступенях обучения: с 6, 7 или 8 класса. Материал организован таким образом, что соответствует учебным стандартам базового курса. Главный принцип, который положен в основу данной серии, – это принцип взаимосвязанного, комплексного обучения всем видам речевой деятельности (ВРД), а именно: чтению, говорению, аудированию и письму.

Одна из основных задач данного курса – помочь учащимся войти в мир французского языка и французской культуры, поэтому обучение языку осуществляется через культуру страны, а обучение культуре – через язык. Исходя из того, что содержанием образования является культура, авторы считают, что содержанием иноязычного образования должна стать иноязычная культура.

УМК-1 называется «Первые встречи». Это название отражает его специфику, ведь именно на страницах данного УМК происходят первые встречи с французским языком, Францией и ее культурой.

УМК-1 состоит из книги для учащихся, рабочей тетради, книги для учителя, аудиоприложения. Процесс обучения рассчитан на 2 – 3 часа в неделю.

Учитывая возраст учащихся и тот факт, что французский язык изучается как второй иностранный, авторы сочли возможным уже с первых уроков начать обучение всем видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию и письму. Материал учебника объединен в 9 циклов. Первые 8 циклов состоят из 6 уроков. В каждом цикле решаются задачи по формированию следующих навыков: перцептивных навыков чтения, произносительных навыков, лексических и грамматических навыков чтения, аудирования, говорения и письма. Учащиеся знакомятся с основными правилами чтения во французском языке, звукобуквенными соответствиями. На 1 – 5 уроках школьникам предъявляются определенные кванты знаний, и они выполняют упражнения, направленные на формирование вышеназванных навыков. Каждый 6 урок цикла обобщает изученный материал, который представлен в следующих рубриках: 1) повторяем правила чтения; 2) повторяем грамматику; 3) что я могу сказать по-французски. Задачи 9 цикла – это совершенствование речевых навыков. Он состоит из 7 уроков. Первые 3 урока направлены на совершенствование лексических и грамматических навыков чтения. Остальные 4 урока решают задачи по совершенствованию лексических и грамматических навыков говорения и письма. Учащимся предлагаются проектные работы, которые обобщают материал всего учебника.

Рабочая тетрадь – неотъемлемый компонент данного УМК. Она дополняет материал учебника и содержит упражнения, направленные на формирование таких качеств и навыков, как автоматизированность и устойчивость.

Если в уроки учебника включены упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических навыков чтения, то в рабочей тетради представлен материал для дальнейшего их совершенствования. Это основная цель данного компонента.

Для достижения целей УМК-1 «Первые встречи» были использованы адекватные средства – комплексные упражнения. Это означает, что каждое упражнение преследует и собственно учебную, и развивающую, и познавательную, и воспитательную задачи. Кроме того, упражнения отражают процесс взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности (ВРД), следовательно, упражнения носят полифункциональный характер.

Любое упражнение может быть в большей или в меньшей степени адекватно поставленной цели в данных условиях посредством различных факторов организации. К ним можно отнести:

1) установку перед выполнением упражнения;

2) содержательность упражнения;

3) наличие подкреплений, среди которых можно выделить:

а) памятки;

б) вербальные опоры;

в) иллюстративные опоры;

г) схематические опоры;

4) объем упражнения;

5) время на подготовку речевых действий.

Роль установки. Установка способна направить внимание учащихся на необходимый объект, мобилизовать его на работу, способствовать непроизвольному запоминанию, менять некоторые условия обучения (например, ситуативность).

На первом году обучения используются установки на русском языке. Текст установки, содержащий непосредственно учебную задачу, т.е. то, что должен сделать ученик, выделен курсивом. Обычным шрифтом дана экспозиция к упражнению. Полифункциональный характер упражнения виден уже в установке, которая обычно звучит так:

Послушайте, как диктор по буквам называет имена, и запишите их. Прочитайте, что у вас получилось. (Аудирование + письмо + чтение)

Послушайте, что говорят французские школьники, и прочитайте их реплики. Можете ли вы сказать то же о себе? (Аудирование + чтение + говорение)

В некоторых упражнениях установки содержат, помимо собственно учебных, задачи познавательного, развивающего и воспитательного аспектов. Например :

При встрече старые знакомые, а также сверстники могут поинтересоваться друг у друга о состоянии дел таким образом: – Зa va? (Как дела?). Послушайте диалоги французских школьников и прочитайте, как они отвечают на этот вопрос.

Содержательность упражнения. Этот фактор организации упражнений влияет на уровень речевых умений, а также на условия формирования навыков. В этой связи следует упомянуть такое понятие, как «коммуникативная ценность фраз», под которым понимается потенциальная возможность фразы быть использованной говорящим в предлагаемой сфере общения. Содержательность упражнения имеет и другую сторону – объединенность его элементов единым содержанием, логикой, ситуацией.

Роль памяток. Памятки способны упорядочить и систематизировать речевой материал, привлечь внимание и дать необходимую информацию в нужный момент урока, снять трудности. В учебнике «Первые встречи» использованы 4 разновидности памяток.

1. Памятка «Attention!» привлекает внимание учащихся к правилам чтения. Сразу вслед за презентацией (на слух или визуально) нового фонетического явления учащиеся знакомятся с содержанием памятки, описывающей характер и особенности произношения данного звука (буквы), буквосочетания или интонацию французской речи.

2. Памятка «Vocabulaire» дается всегда справа от текста и содержит ЛЕ, необходимые для понимания данного текста. Но наряду с ней имеются ЛЕ, которые будут автоматизироваться в дальнейшем (принцип антиципации).

3. Памятка «Grammaire». Название этой памятки говорит само за себя – в ней представлены новые грамматические явления, новые грамматические формы и конструкции. После их первичной презентации в тексте (где они выделены жирным шрифтом) учащиеся читают и анализируют соответствующую памятку.

4. Страноведческая памятка. Графический символ – шестиугольник – показывает, что в данной памятке будет представлена информация о фактах культуры Франции: сведения о быте, об этикете, об особенностях французской разговорной речи, о географии страны изучаемого языка. Эти памятки являются сведениями «а propos»: как только учащиеся сталкиваются с фактами иноязычной культуры, они тут же могут удовлетворить свой интерес к упомянутому и неизвестному ранее факту из жизни французов.

Роль опор. В учебнике «Premierиs rencontres» используются несколько видов опор, каждая из которых обладает своими потенциальными возможностями.

В упражнениях, направленных на формирование грамматических навыков, сразу после установки представлена вербальная опора после слова «Modиle». Учащимся наглядно показана операция, которую нужно произвести с исходным словом или фразой: имитация, подстановка, трансформация.

К другим видам вербальных опор относятся синтаксические схемы, которые надо дополнить информацией, полученной из текста. Например:

Расскажите о вашем родном городе. Схема, приведенная ниже, вам поможет построить ваше высказывание.

…ville natale s’appelle ….

C’est ……………..

A …, il y a .., .., …, …

Il y a aussi …, …, …, …

Les … sont belles (beaux).

Ce sont …

В упражнениях, направленных на формирование навыков говорения, употребляются функциональные опоры для обучения общению. Эти опоры представляют собой «каркасы» диалога в виде речевых функций, расположенных в необходимой последовательности. В различных вариантах эти каркасы меняются, что создает предпосылки для развития эвристичности высказывания.

Кроме вербальных опор в учебнике широко используются иллюстративные опоры при семантизации новых ЛЕ, в упражнениях, направленных на подстановку, при презентации культуроведческой информации.

Необходимо отметить, что УМК -1 четко структурирован. В каждом цикле развивается определенная сюжетная линия, в каждом уроке прослеживается определенная логика, усвоение материала идет от простого к сложному, используется комплекс упражнений, создающий условия для формирования навыков и их совершенствования. Каждый урок завершается домашним заданием, которое подготовлено всем ходом урока. Работать по данному УМК достаточно просто, ведь материал расположен последовательно и представляет собой план-сценарий урока. Задача учителя состоит лишь в творческой реализации предложенного авторами сценария. Последовательность упражнений менять не следует.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте