search
main
0

Первые сто строк. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Главный редактор «УГ»

Я люблю перечитывать первый номер «Учительской газеты», вышедший, как вы помните, 3 октября 1924 года. Хотя давно уже знаю практически наизусть, что там напечатано. И все же каждый раз я ловлю себя на мысли, что ничего в этом мире не меняется. Может быть, только новые слова появляются и забываются старые. Мне очень нравится статья Анатолия Васильевича Луначарского на первой странице под директивным заголовком «Учитель, учись!». Нарком пишет: «… учитель не только должен знать хорошо то, что он преподает, – он должен еще прекрасно знать, как ему это преподавать. От методов преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание воспринимается радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни». Статья заканчивается признанием, что и в верхах, Наркомпросе, тоже должны учиться, «потому что мы тоже многого и многого не знаем, и всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться». Разве эти слова потеряли актуальность сегодня, через восемьдесят лет? Нисколько.

На следующей полосе совсем крошечное сообщение о том, что разослано методическое письмо «О работе на местах над новыми программами и о порядке перехода школ к ним». А рядом – комментарий о предметном фетишизме: «Восхваляемые всюду и везде – в журналах, газетах, докладах, – но не понятые еще и непереваренные как следует учителем, они сделались для него своего рода фетишем, каким-то кумиром, божком, перед которым можно только преклоняться и кадить фимиамы. Боже избави до них дотронуться неумелой рукой, – они рассыпятся впрах! Ими надо пользоваться так, как они есть, – ни изменять, ни перетасовывать в них ничего нельзя! Понятно, эти иллюзии скоро и быстро разобьет сама жизнь, как только программы найдут применение в школе». Разве не похоже на ситуацию со стандартами?

Но больше всего мне нравится полоса «Жизнь и быт». Открывается она заметкой «Животрепещущий вопрос»: «На пороге нового учебного года каждому городскому и сельскому просвещенцу крайне интересно было бы знать: что сулит ему этот новый учебный год? Правда ли, что в этом году еще более чем скромный заработок будет увеличен? Будут ли в этом году изжиты дефекты из области экономики? …К сожалению, недород и медленный темп подъема всего народного хозяйства едва ли позволит в этом году повсеместно создать достаточно благоприятные условия для работы просвещенцев, и с рядом «дефектов» в этом отношении, несмотря на все усилия партии и правительства, придется встретиться нам, по-видимому, и в новом бюджетном году». Чем не сегодняшняя коллизия с бюджетом на следующий год и повышением учительской зарплаты?

Один материал, «Как живет и работает учитель», мне хотелось бы привести практически полностью. «I. Семья: 1) сам, 2) жена – безработная, 3) воспитанник – женин брат 12 лет, 4) ожидающийся в скором времени ребенок. II. Жилище: 6х4 арш., комната в 2 окна и маленькая кухонька в 1 окно за переборкой. III. Постель: есть; кровать – гнилые дощечки на круглых полешках. IV. Средства существования: 1) 3 червонца в месяц, 2) случайные продуктовые подачки родителей учащихся и 3) 1/48 десятины, засаженная картошкой и вся стравленная скотом. V. Имущество: на будущий год работник надеется курицу с петухом завести и новые подметки к старым сапогам приставить. VI. Одежда: летняя; зимняя – надежда на прибавку жалования и кредитную любезность и долготерпение кооператива. VII. Освещение: на свои денежки: работай хоть всю ночь напролет – светло! VIII. Отопление: государственное, но безнадежное: печи, стены, пол, потолок с крышей и сени идут против отопления. IХ. Бумага: на свои денежки, чернила – тоже. Х. Работа: с 9-13 и с 13-17 со школьниками, дальше подготовка к завтрашнему дню школьной работы, заготовка сведений, анкет, статистических и других данных, подготовка к докладам; работа в районных и объединенных советах, работа в кружках, работа в клубе, работа с населением, ликвидация неграмотности; съезды, собрания, заседания, конференции плюс разработка планов и составление отчетов. ХI. Ответственность: 72 часа в неделю работы с детьми плюс подготовка и общественно-профессиональная работа! Все требуется, но всего не выполнишь. ХII. Пища: грызи гранит науки; если же хочешь жевать удобоваримую пищу, то ходи и лето и зиму в чем мать родила».

…Слава Богу, за восемьдесят лет хотя бы неграмотность изжили. Но при нынешнем финансовом положении системы образования она вскоре может снова захлестнуть страну. Интересно, кто тогда будет с ней бороться?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте