search
main
0

Первые сто строк. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Главный редактор «УГ»

Вот и подходит лето к концу. Как быстро оно пролетело! Кажется, только вчера отзвенели последние звонки, отшумели выпускные балы, а уже зовут на августовский педсовет. Еще пару дней, и школьные здания заполнятся детским шумом, гамом. Ведь не во всех школах требуют на переменках ходить чинно вдоль стенок! Знаю несколько учебных заведений, где директора своими указами разрешили часть стен в коридоре превратить в стену гласности: что хочешь, то и пиши, рисуй, клей. Главное правило – не нарушать общественной морали, никого не обижать, если критиковать, то лишь по делу, и никаких анонимок. Первого сентября школы снова станут для ребятишек живым, настоящим домом, куда они очень хотят вернуться после каникул. Хотите верьте социологам, хотите нет, но 95 процентов опрошенных детей с удовольствием возвращаются в школу после летних каникул.

Другое дело, что нет никакой статистики, как быстро им там надоедает и сколько процентов с нетерпением ждут очередных каникул. Школа не только учит различным премудростям, которые в последнее время, следуя за европейскими коллегами, наши теоретики и практики школьного образования все чаще стали называть компетенциями или компетентностями, но и то место, где бурлят страсти, эмоции, периодически бушуют шторма, где происходят видимые и невидимые сражения. И не только в детском стане, но и среди взрослых. Ничего не поделаешь, школа – живой организм, настоящая экосистема, где все связано, переплетено, влияет друг на друга. И не только то, что лежит на виду, что явно для всех. В жизни школы есть часто не замечаемая, скрытая, как ее стали называть некоторые исследователи, реальность. На нее можно не обращать внимания, не замечать ее, даже не задумываться о ее существовании, тем более что никаких циркуляров вышестоящих организаций на эту тему не существует. Самые любознательные не найдут серьезных научных трудов на эту тему, у нас еще не написаны диссертации по этой проблематике, нет никаких методических рекомендаций. Что удастся найти – это пару ссылок на зарубежных авторов и несколько упоминаний о существовании такой проблемы у наших исследователей. Но великие Учителя, скажем, Рачевский, Тубельский, Мильграм, Ямбург, Пильдес (для них годится формула: состоявшийся директор = талантливый учитель + успешный менеджер), всегда умели и умеют скрытую реальность превращать в свою соратницу. Вы спросите меня: что же это за такая скрытая реальность? Если просто, то, что на первый взгляд, казалось бы, не влияет на результаты педагогического процесса, и весьма трудно проследить корреляцию между этими явлениями, часто не поддающимися описанию, и результатами, например, единого государственного экзамена. Например, взаимоотношения между учителями в школе и вне школы, отношение директора к своему педагогическому коллективу, чистота школьных туалетов, наличие явных и скрытых двойных стандартов, уровень доверия во взаимоотношениях учеников и учителей, культура технического и обслуживающего персонала, представления детей об учительских доходах. Все это предстоит еще детально исследовать. Но, на мой взгляд, есть еще другая скрытая реальность – это возможности ребят, которые нужно не просмотреть, вовремя заметить, помочь их развить, определив вместе с учеником его индивидуальную траекторию развития. Задача учителя – эту скрытую реальность превратить в явь, помочь ребенку сделать ее стартовой площадкой для своей успешной реализации в быстро меняющемся мире. Мы должны четко понимать, что у каждого человека свой, индивидуальный успех. Нельзя сделать всех успешными, всех – под одну гребенку: с обязательным высшим образованием, сумасшедшей зарплатой, престижной работой. Успех – больше категория психологическая, чем экономическая. Успешный тот человек, кто понимает, что реализовывает себя полностью. Кто получает удовольствие от того, что он приносит пользу не только себе, но и своей стране. Кто может поддержать свою семью, позаботиться о своих детях и родителях. Кому никогда не скучно работать и все время хочется двигаться вперед, не важно, работаешь ты в наноиндустрии или реставрируешь старую мебель, хозяйничаешь на своем поле или учишь ребятишек. Что касается учителя – он тоже, на мой взгляд, по нынешним меркам может быть успешным. Но для этого надо понять: какого результата от его труда мы ждем, то есть за что мы ему платим? Может быть, это единственный реальный путь к достойной зарплате. Это важная тема нынешнего учебного года, мы будем к ней не раз возвращаться на наших страницах так же, как и к теме нового поколения стандартов. В редакции будет работать постоянно действующий клуб по этой проблеме. Мы ждем ваших мнений, размышлений и предложений. Одно из явных изменений, произошедших за последние годы, – власть, и федеральная, и региональная, стала больше прислушиваться к голосу рядового учителя. Надо, чтобы этот голос звучал громче и вовремя. У вас есть отличная трибуна – наша газета. Используйте ее, мы всегда открыты для любых мнений. Мы их не только печатаем, но и, систематизировав, отправляем тем, кто занимается формированием государственной политики в сфере образования.

…С наступающим вас, дорогие мои, учебным годом! Хороших вам учеников, поменьше стрессов, побольше радостных новостей и приятных сюрпризов, повыше зарплату и, главное, уверенности в том, что ваша работа – главная на Земле, все остальное зависит от нее…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте