Пересмотрела всю свою библиотеку – не могу найти Натали Саррот. Лет пятнадцать назад я купила ее роман “Вы слышите: они смеются?”. Но читать не стала – тогда мне не был интересен конфликт молодого поколения со старым.
…Но вот наступило и мое горькое время. Время, когда в моей собственной душе поселилось раздражение: они меня не понимают. Они “смеются” – смеются просто так. Без причины. Ото всего. Смеются, потому что в двадцать лет жизнь не страшна.
Я прошла все стадии отчаяния: ярость сменилась сухой и молчаливой болью, а та в свою очередь уступила место размышлению. Да, они нас не понимают, но так было всегда. Да, они не правы в своей веселой жестокости, но им еще только предстоит пройти этот путь, который называется жизнью. Путь, полный страданий. А мы его уже прошли. Ну или почти прошли. Им предстоит познать так много муки, что это, право же, дает нам волю их пожалеть. Они должны будут понять самую, на мой взгляд, глубокую истину – о том, что нельзя жить только для себя.
– Меня тошнит от слова “духовность”, – сказал мне однажды молодой коллега.
Я вскипела, но быстро успокоилась: и это мы уже проходили. Одна известная фигура лет шестьдесят назад вещала: “При слове культура я хватаюсь за пистолет”. Все было, все! И все суета. И ничего нет нового под луной. Духовность им сегодня не нужна. Эка невидаль… Она никогда не была нужна.
Она была нужна всегда! “Есть два вида мышления, – писал немецкий философ Мартин Хайдеггер в 1955 году. – Причем существование каждого из них оправдано и необходимо… вычисляющее мышление и осмысляющее раздумье”.
Да, всегда существовали два типа мышления, два образа жизни: рациональное и духовное. И всегда они боролись друг с другом. И всегда духовное было единичным, а рациональное – массовым. Но можно ли говорить о победе компьютера над страданием?! Представляю своего молодого коллегу-рационалиста влюбившимся, отчаянно, по уши (и рационалисты на это способны). Поможет ли ему его хваленое “рацио” в любовной боли? Ох, вряд ли… Вот тогда-то и начнет он постигать эту самую науку, которую мы, старики, называем жизнью. Почти у всех с любовной боли начинается опыт страдания, опыт боли размышляющей.
А что касается стариков…
В 57-й московской школе учителем физкультуры работает Джеймс Владимирович Ахмеди. Ему недавно исполнилось восемьдесят лет. Я нашла его в спортзале… играющим со старшеклассниками в баскетбол.
– Хочу быть молодой, – сказала я ему. – Раскройте, в чем секрет?
Ахмеди захохотал – с удовольствием, от всей души.
– Да нету никаких секретов, мне просто очень интересно жить.
Жизнь его была интересной всегда. Сын иранского торговца коврами, возглавлявшего в Москве “Коверкусэкспор”, он учился в образцовой школе. В классе его брата Чарли был Василий Сталин, которого Джеймс учил боксировать. Долго еще после школы младший отпрыск отца народов поддерживал с ним отношения.
А был Ахмеди начальником детской спортшколы “Юный динамовец”. Он подготавливал праздничные парады на Красной площади. Потом гороно направил его в школу: сначала в 19-ю, где учились кремлевские детишки, затем в 57-ю, где набирались знаний дочка Стаханова, сын Фрунзе, внуки Рокоссовского, Хрущева, Чуйкова…
– Понимаете, мне действительно интересно было жить, – продолжал Джеймс Владимирович отвечать на мой вопрос. – Человек молод до тех пор, пока ему интересно. Если в двадцать ему скучно, он – старик. Если в девяносто не потеряна жажда жизни, он – молодой! Когда вся жизнь – носом в компьютер, что тут интересного?
– А не пугает вас молодое поколение своим рационализмом, пустотой, равнодушием к чужому страданию?
– Так ведь молодые люди разные. Среди них есть те, чьи души открыты.
На них и уповаем.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Письмо номера
Добрые всходы на Оленьем болоте
После публикации моей заметки в газете (“УГ” от 8 апреля 1997 года) я получил более двух тысяч писем от учителей школ, преподавателей училищ, техникумов, институтов, работников детских домов – всех, кто читает “Учительскую газету”. Кстати, многие, написавшие мне, тепло отзываются о содержании статей и, несмотря на материальные трудности, полны решимости не расставаться с любимой “УГ”.
Я тогда писал о пользе листовой горчицы. Всем, кто обратился ко мне, я отправлял пакетики с семенами. Вдобавок многим высылал дополнительно семена аниса.
В детские дома, санаторно-лесные школы, вспомогательные школы, интернаты я отправлял семена бандеролью. Знал, что в этих учреждениях детям крайне необходимы лекарственные растения. Из аниса получают прекрасное средство для лечения простудных заболеваний. Конечно, переписка отнимала много времени, сидел по ночам, клеил пакетики. Но не жалуюсь, я счастлив, потому что главное в жизни для меня – делать людям добро. Я никогда не впадаю в пессимизм и детей учу труду, умению созидать.
Благодарен всем читателям за письма. За два месяца почерпнул столько сведений о жизни работников образования, приобрел много друзей. Я знаю, сколько стоит булка хлеба в Приморском крае, сливочное масло – в Петропавловске-Камчатском, какова стоимость билета от Хабаровска до Москвы.
Я готов поделиться с дорогими мне читателями родной газеты рецептами, которые проверены долголетней практикой. Рад, что посланные мною семена листовой горчицы дали витаминные всходы в тихой Журавке Ростовской области, Лодейном Поле Ленинградской области, Оленьем болоте Рязанской области, в Клюквинке – Томской, Верхней Матренке – Липецкой, Волчихе и Новичихе, что в Алтайском крае, в Русском Ошняке, что в Татарстане, и других населенных пунктах. Прочел в газете, что читатели предлагают присвоить мне почетное звание “Заботливый учитель-97”. Что можно сказать? Я бы очень хотел, чтобы людей, делающих в меру своих сил добро, было как можно больше.
Александр ПРОКОПОВ, учитель труда
Моздок,
Северная Осетия
От редакции. Ждем ваших писем с предложениями о присвоении читательского приза самому доброму, заботливому учителю. А в следующем номере – новые рецепты от А.Прокопова.
Династии
Одну внучку –
по Занкову,
другую – по Давыдову
В сентябре начнется мой девятнадцатый учебный год. А кажется, что совсем недавно была студенткой первого курса Свердловского пединститута. Очень тосковала по дому, а приехав домой на каникулы, скучала по самому лучшему для меня студенту из нашей 107-й группы. Андрей жил в Свердловске. Вместе с ним ездили на нашу практику в пионерский лагерь. На четвертом курсе стали студенческой семьей.
Этим летом я вновь, уже в который раз, поеду в детский оздоровительный лагерь. Вместе со мной будут работать мои собственные дети – студенты факультета иностранных языков пединститута. Дочь Анна увлекается фотографией, Захар, как папа, предан баскетболу. Оба играют на гитаре. Думаю, в лагере их полюбят.
Когда ученики меня спрашивают, почему я стала учителем, я не раздумываю над ответом. Ведь когда была маленькой, то училась ходить в классе, держась за парты. Мой папа, Валентин Лаврентьевич Кремнев, работая мастером в ПТУ, получил для семьи жилье – целый класс. Там я и начала свой “педагогический путь”. Потом мои родители перебрались в общежитие техникума. Мама, Вера Петровна, преподавала математику, а ее студенты нянчились со мной. Я видела, как они любили и уважали маму. Ревновала, когда она называла их “мои дети”.
Давно уже моя мама на пенсии, занимается теперь внуками. Вместе с ними проходит программу по всем предметам. Одну внучку учит по Занкову, другую – по Давыдову. Одному внуку подтягивает физику, другому – математику. Родители научили нас, трех дочерей, главному – преданности своему делу. Многие мои коллеги ушли в различные фирмы, ведь знание английского языка нынче в почете. А я люблю школу, своих учеников, школьный театр. Школа – мой второй дом, а иногда даже первый. Моя сестра Светлана тоже работает педагогом. Она преподает хореографию в детской школе искусств. Не представляет себе жизни без учеников и танцев. Одно обидно, почему же так не ценит государство нас, учителей. Мама, всю жизнь проработавшая в образовании, имеет мизерную пенсию. Задержатся ли в школе мои дети? Мне бы, конечно, хотелось. Может быть, нашей стране нужны сегодня только династии банкиров? Подрастает в нашей учительской семье младший сын. Есть еще время подумать.
Елена ПАТРУШЕВА, учительница английского языка
Невьянск,
Свердловская область
Стали учителями четыре брата
Я давний читатель “Учительской газеты”. Выписываю ее с момента, когда началась моя педагогическая деятельность. Было это сорок лет назад. Хочу рассказать о нашей семейной династии учителей. Все мы – четыре брата – один за другим закончили Каменское педагогическое училище. Старший, Иван Семенович, всего год с небольшим проработал учителем истории, завучем школы в селе Корнилово. В начале 42-го года ушел на фронт. Погиб в конце 44-го при освобождении Западной Украины. А старожилы села до сих пор помнят неуемного молодого завуча средней школы, которому до всего было дело. Руководил драматическим кружком, был организатором сельских спортивных соревнований. Материалы о старшем брате, о его деятельности хранятся в музее Каменского педучилища.
Второму брату, Михаилу Семеновичу, не довелось доучиться. Семнадцатилетним пареньком был призван на учебу в пехотное училище, оттуда в мае 43-го добровольно ушел на фронт. Войну закончил в Восточной Пруссии. Был ранен, контужен. Награжден медалями “За отвагу”, “За победу над Германией” и другими. Вернулся со службы и вместе с женой стал учительствовать в малокомплектной сельской школе в Каменском районе. Закончил заочно педучилище. Учительствовали вместе с женой до 1976 года, пока не закрыли эту маленькую, но так нужную в деревне школу. До сих пор их вспоминают по-доброму жители села. Перебрались в Барнаул, и вскоре брат тяжело заболел. Скончался в возрасте 53 лет. Его жена, Мария Петровна, продолжала педагогическую деятельность. Ее педстаж – 44 года. Она отличник просвещения, награждена орденом “Знак Почета”.
Третий брат, Владимир Семенович, закончил педучилище, институт. Был секретарем Барнаульского горкома комсомола. Затем партийная, профсоюзная работа. Его жена, Ольга Федоровна, более тридцати лет преподавала русский язык и литературу, была завучем в школах Барнаула, села Кытманово и Москвы. Их дочь Татьяна тоже стала преподавателем русского языка и литературы.
Вслед за братьями поступил в педагогическое училище и я. После окончания поступил на учебу в пединститут. Вместе с молодой женой, выпускницей филологического факультета Галиной Ивановной, поехали работать в Столбовскую среднюю школу. Я преподавал математику, электротехнику, сельхозмашины. Через полтора года стал директором средней школы в селе Новоярки, а затем Каменской школы-интерната. Через семь лет с семьей переехали в Барнаул, стали работать учителями в 42-й школе. Жена, Галина Ивановна, до сих пор работает в этой теперь уже школе-гимназии заместителем директора по воспитательной работе. Она заслуженный учитель РФ, лауреат премии имени Крупской. А я же с 1967 года с небольшими перерывами (избирался депутатом, работал в горисполкоме) возглавляю индустриально-педагогический техникум. Это мое детище. С 1992 года техникум преобразован в колледж. У нас налажена тесная связь с техническим и педагогическим университетами. Колледж осуществляет подготовку специалистов и для зарубежных стран. Наша дочь, Ольга Анатольевна, продолжает семейную династию. Закончила Ульяновский пединститут, работала учителем биологии, заместителем директора школы. После окончания аспирантуры стала кандидатом психологических наук. Подрастают у нас внуки. Станут ли они педагогами? Поживем – увидим.
Анатолий КУЗЬМИЧЕВ, отличник профтехобразования, заслуженный учитель школы РФ
Барнаул
Праздники
Царевич Дмитрий – покровитель детей
Один из древнейших русских городов Углич в июле отметит свое 1060-летие. У его жителей много традиционных праздников. Известно, что 16 мая 1591 года по старому стилю произошло в этих местах событие, определившее на многие годы судьбу не только города, но и всей России. В память о малолетнем сыне Ивана Грозного, трагически погибшем, до революции ежегодно отмечался “царевичев день” как церковный праздник. Святой Дмитрий – покровитель всей детворы.
С 1991 года, когда исполнилось 400 лет со дня гибели малолетнего сына Ивана Грозного, угличский праздник вновь стал традиционным. Вот и в этом году “царевичев день” праздновался несколько дней. К тому же он совпал с Днем защиты детей и с 25-летним юбилеем “Золотого кольца России”. Город украсили плакаты со словами “Царевич Дмитрий – покровитель детей”. Приехало много гостей.
Праздник начался под звон колоколов, крестным ходом горожане прошли от церкви царевича Дмитрия через весь город до Спасо-Преображенского собора.
На второй день в кремль Углича прибыли дети из города, из детских домов и воскресных школ со всей области. Вдоль стены храма стояли ряды колясок. На траве весело резвились ребятишки. Много детей было и на службе в храме. Праздник продолжился на лужайке под сенью вековых лип возле крыльца царских палат. Прозвучали дивные духовные песнопения в исполнении хора “Глас” и хора мальчиков под управлением А.Белова. Гусляр из Суздаля В.Гаранин поведал собравшимся повесть об убиенном отроке Дмитрии.
А в центральной части Углича – на площади Коммуны – для детей городские власти организовали различные игры, развлечения, аттракционы. Долгие три дня продолжалось в Угличе веселье. В празднике приняли участие артисты из Ярославля, Суздаля, Нижнего Новгорода, Костромы и других городов.
Алексей КОЗЛОВ
Углич,
Ярославская область
Комментарии