search
main
0

Первые шаги. Сделай, рыбка, так, чтобы стал я ритором..

Родной язык – душа нации, он первостепенный и наиболее очевидный ее признак. Через него выявляются национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

В центре развития ребенка – детском саду №25 Ступинского района считают, что чем раньше научить детей любить родной язык, понимать его красоту, тем дошкольники будут развиты гармоничнее.

Хотелось бы особое внимание обратить на занятия по развитию речи и подготовке руки к письму. Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Еще Фридрих Энгельс писал: «Только благодаря труду, благодаря приспособлению ко все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям – только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она могла как бы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини».

Иными словами, труд и членораздельная речь – главные стимулы, под влиянием которых развился человеческий мозг и в процессе труда совершенствовались правая рука и механизмы речи, тесно связанные с трудовыми процессами.

Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т.д.), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.

Интересен антогинез развития действий рук ребенка. Иван Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результата созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

«Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук». Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько: недоразвитие мелкой мускулатуры руки, однообразие, маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания могут привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи. Они косвенным образом влияют на развитие речи ребенка и готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Рассмотрим примеры упражнений, связанных с подготовкой руки к письму.

Для полноценного чтения и письма необходимы чувство ритма и правильное дыхание. Они развиваются прежде всего на музыкальных занятиях. Здесь дети учатся выполнять самые различные действия в едином темпе, одновременно и самостоятельно начинают и заканчивают песню, танец. Следя за рукой музыкального руководителя, начинают дирижировать, и их движения становятся более пластичными, уверенными, руки – легкими, мягкими, плавными. Рука приучается к пространственно выраженному ритму.

При письме неподготовленный ребенок задерживает дыхание и очень устает от этого. Занятия пением в детском саду позволяют ему правильно брать дыхание и распределять его в музыкальной фразе. Очень важное значение для грамоты имеет возникающее в результате певческой работы умение вслушиваться в поток звуков.

Занимаясь декоративно-прикладным искусством, дети учатся «читать» узор. В рисовании и лепке с натуры они передают характерные формы предметов.

Изучая английский язык, дети сравнивают звуки, буквы и слова, анализируют сходство и различие. Это способствует воспроизведению букв русского алфавита.

Формирование сенсомоторной координации и тонкой моторики руки на занятиях по развитию речи играет особую роль в овладении письмом. Нами была разработана система подготовки руки к письму у детей старших и подготовительных к школе групп. Освоение письменной формы языка – новый шаг в его овладении.

Мы надеемся, что усилия всего коллектива центра развития ребенка – детского сада №25 «Золотая рыбка» не напрасны. Наши воспитанники полюбили свой язык, оценили его красоту, и они пронесут эти чувства через всю свою жизнь.

Елена ФАТОВА, учитель развития речи центра развития ребенка – детского сада №25 «Золотая рыбка», Ступинский район

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте