search
Топ 10

Первые шаги – самые трудные

В образовательные учреждения ежегодно поступают на работу молодые учителя, но более трети из них вскоре покидают школу. Причины разные: смена места жительства, низкая заработная плата, неустановившиеся отношения с учениками, коллегами, администрацией. Такая ситуация складывается, пожалуй, по всей стране. Как удержать молодого специалиста в школе? Этот вопрос волнует и органы управления образованием, и профсоюз.

Чтобы оказать действенную помощь вчерашним студентам, заинтересовать их педагогической работой, в Металлургическом районе Челябинска в 2004 году создали «Школу молодого учителя». На первое заседание были приглашены все педагоги, только что окончившие вуз. А началась работа школы со знакомства учителей с представителями управления образования, профсоюза, друг с другом. Итоги заседания обнадежили: все 100% педагогов, посетивших школу, отметили, что хотели бы и впредь участвовать в подобных встречах, что предложенная форма повышения квалификации им интересна. 50% молодых людей указали, что им необходимо «живое» общение с коллегами. А 35% необходимыми элементами обучения в школе сочли семинары, практические занятия и мастер-классы маститых педагогов. С тех пор Школа молодого учителя работает постоянно. Ее двери открыты для всех новичков со стажем до трех лет, а также учителей, не имеющих педагогического образования. В управлении образования при участии райкома профсоюза подготовлен сборник методических материалов по организации деятельности с молодыми специалистами.

Начинать работу ШМУ рекомендуется с анкетирования, которое поможет выявить проблемы, проанализировать ситуацию и наметить конкретный план действий. Для этого предлагаем вашему вниманию анкеты, разработанные в Металлургическом районе, которые используются на первой встрече в Школе молодого учителя.

Анкета для молодых учителей

Дорогой коллега! Обращаемся к Вам с просьбой дать нам небольшое интервью по поводу Вашей работы и отдыха. Пожалуйста, отметьте (обведите кружком цифру рядом) или напишите ответы на вопросы, которые отражали бы ваше личное мнение по темам нашего разговора. Нам бы хотелось получить искренние и откровенные ответы.

Заранее благодарим Вас!

1. Представьтесь, пожалуйста:

Ф.И.О.____________________________________________________________________________

2. Вы работаете в МОУ №___________

3. Какое образовательное учреждение Вы окончили?

(название, факультет)_______________________________________________________________

4. Ваше семейное положение:

4.1. Не замужем (не женат)

4.2. Замужем (женат)

4.3. Есть дети (сколько, возраст)

5. Укажите, пожалуйста, Ваши условия проживания:

5.1. С родителями в г. Челябинске____________________________________________________

5.2. Отдельная квартира

5.3. Снимаю жилье

5.4. В общежитии

5.5. В частном доме

6. По роду своей работы Вы:

6.1. Учитель начальных классов

6.2. Предметник (какой предмет)

6.3. Классный руководитель

6.4. Другое: _______________________________________________________________________

7. Удовлетворены ли Вы своей профессией и местом работы?

7.1. В целом удовлетворен

7.2. Профессией удовлетворен, но хотел бы сменить место работы

7.3. Сменил бы профессию, если бы представилась такая возможность

7.4. Трудно сказать определенно, не знаю

8. Есть ли у Вас учитель-наставник?

8.1. Да (укажите Ф.И.О., предмет)

8.2. Нет

9. Есть ли у Вас постоянное место работы (кабинет)?

10. Ваша недельная часовая нагрузка__________________________________________________

11. Занимаетесь ли Вы общественной работой в школе?

12. Вы классный руководитель ________________________________________ (какого класса)?

13. Как Вы считаете, что главное в вашем отношении к работе?

13.1. Делать все точно, аккуратно, добросовестно

13.2. Не слишком много брать на себя, не очень утомляться

13.3. Нормально работать, не быть в числе последних

13.4. Работать с интересом, увлеченно и с полной отдачей

13.5. Трудно сказать определенно, не знаю

14. А что вы считаете наиболее важным в работе?

14.1. Точное следование правилам, нормам, инструкциям

14.2. Отточенное мастерство, высокий профессионализм

14.3. Соответствующее материальное вознаграждение

14.4. Профессиональное лидерство

14.5. Не выделяться из коллектива

14.6. Высокая оценка со стороны руководства

14.7. Высокая оценка Вашего труда со стороны коллег

14.8. Другое _______________________________________________________________________

15. С каким настроением Вы обычно идете на работу?

15.1. С хорошим

15.2. С плохим

15.3. Без особых эмоций

15.4. Когда как, бывает по-разному

16. Какие чувства Вы чаще всего испытываете, возвращаясь с работы?

16.1. Удовлетворение

16.2. Разочарование

16.3. Подъем

16.4. Облегчение, что на сегодня все закончилось

16.5. Особых эмоций не испытываю

16.6. Когда как, бывает по-разному

16.7. Другой ответ __________________________________________________________________

17. А что, на Ваш взгляд, наиболее часто влияет на настроение, с которым Вы возвращаетесь домой?

17.1. Объем работы

17.2. Поведение учащихся

17.3. Успеваемость учащихся

17.4. Отношения с руководством

17.5. Отношения с коллегами

17.6. Личные проблемы

17.7. То, что ждет дома

17.8. Другой ответ __________________________________________________________________

17.9. Бывает по-разному

18. Скажите, пожалуйста, что Вас больше всего не устраивает в Ваших учениках, что раздражает?

18.1. Внешний вид

18.2. Манера поведения

18.3. Желание «блеснуть» знаниями

18.4. Излишняя активность, дотошность, «любознательность»

18.5. Косноязычие, жаргонные выражения и т. п.

18.6. Лень

18.7. Наплевательское отношение к учебе

18.8. Нежелание думать

18.9. Неуважение к старшим

18.10. Что-то другое

18.11. Не обращаю на все это внимание, делаю свое дело.

19. В учительском коллективе часто возникают общие разговоры. В какой форме Вы чаще всего принимаете в них участие?

19.1. Высказываю, отстаиваю свое мнение

19.2. Поддерживаю уже высказанное мнение (или одно из мнений)

19.3. С интересом слушаю, но предпочитаю не высказываться

19.4. Участвую в разговоре «для вида»

19.5. Стараюсь в разговорах вообще не участвовать

19.6. Когда как, по-разному

20. Что, как Вам кажется, в основном определяет Ваше отношение к одежде, своему внешнему виду?

20.1. Стремление не отстать от моды

20.2. Соблюдение определенных норм, правил

20.3. Стремление подчеркнуть и раскрыть свою индивидуальность

20.4. Желание одеваться со вкусом

20.5. Стремление не выделяться, выглядеть скромно, неброско

20.6. Другой ответ: _________________________________________________________________

20.7. Не знаю, не задумывался над этим

21. Что помогает Вам справляться с профессиональными задачами?

21.1. Наличие типовых методик

21.2. Уже имеющаяся практика работы

21.3. Знания, навыки, приобретенные в вузе

21.4. Использование передового опыта

21.5. Стремление стать ученикам другом

21.6. Помощь коллег, руководства

21.7. Собственные творческие находки

21.8. Умение не обращать внимания на раздражающие факторы

21.9. Что-то другое: _________________________________________________________________

22. Какие трудности Вы испытываете при подготовке урока?

22.1. Постановка целей

22.2. Определение структуры урока

22.3. Отбор материала

22.4. Выбор форм и методов

22.5. Отсутствие ТСО

22.6. Отсутствие наглядных пособий

22.7. Другое

23. К кому Вы обращаетесь за помощью?

23.1. К администрации (директору, завучу)

23.2. Руководителю методического объединения

23.3. Наставнику

23.4. Коллегам

23.5. Сотрудникам районного методического кабинета

24. Необходимы ли Вам подобные встречи с коллегами?

24.1. Да

24.2. Нет

24.3. Ваши предложения ____________________________________________________________

25. Как часто Вы хотели бы встречаться?

25.1. 1 раз в месяц

25.2. 1 раз в четверть

25.3. Другие предложения ___________________________________________________________

26. Назовите интересную для Вас форму проведения таких встреч

26.1. Семинары (практические, теоретические)

26.2. Обмен опытом с учителями-стажистами

26.3. Открытые уроки в своей школе

26.4. Общение со своими коллегами – молодыми специалистами

26.5. Лектории

26.6. Практические занятия

26.7. Другое_______________________________________________________________________

27. Скажите, пожалуйста, чему вы посвящаете свое свободное время?

27.1. Дополнительному заработку

27.2. Семье

27.3. Общению с друзьями, знакомыми

27.4. Развлечениям

27.5. Спорту

27.6. Расширению своих знаний в целом

27.7. Бытовым делам, хозяйству

27.8. Чтению художественной литературы

27.9. Телевизору

27.10. Воспитанию детей

27.11. Знакомству с новым по своей специальности

27.12. Искусству

27.13. Тому, что связано с религией, верой

27.14. Общению с природой, туризму

27.15. Даче, приусадебному хозяйству

27.16. Помощи другим

27.17. Общественной, политической деятельности

27.18. Чему-то еще

27.19. Спокойному отдыху, ничегонеделанию

28. Есть ли у Вас хобби?

28.1. Да, это_______________________________________________________________________

28.2. Нет, таких увлечений у меня нет

Ваши пожелания:__________________________________________________________________

Положение о Школе молодого учителя Управления образования Металлургического района администрации города Челябинска

1. Общие положения

1.1. Школа молодого учителя (далее – ШМУ) является общественным органом при Службе информационно-аналитического обеспечения Управления образования Металлургического района Администрации города Челябинска.

1.2. ШМУ в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

1.3. ШМУ взаимодействует с Управлением образования, райкомом профсоюза работников народного образования, институтом дополнительного профессионально-педагогического образования и образовательными учреждениями района.

1.4. Положение о ШМУ и дополнения к нему принимаются и утверждаются приказом начальника Управления образования.

1.5. Срок действия настоящего Положения неограничен.

2. Цель, задачи и содержание работы ШМУ

2.1. Целью создания ШМУ является адаптация начинающих педагогов в районе, коллективе, их самоутверждение и профессиональное становление.

2.2.Задачами деятельности ШМУ являются:

– содействие повышению квалификации и профессиональному росту молодых педагогов;

– обобщение передового опыта образования, апробация и внедрение в работу молодых учителей современных образовательных технологий;

– установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами;

– реализация планов и программ сотрудничества на уровне образовательных учреждений, Управления образования Металлургического района Администрации города Челябинска.

2.3. Содержание работы ШМУ:

– изучение работы вышеуказанных категорий педагогов, выявление проблем и затруднений;

– проведение анкетирования с целью выявления личностных качеств, уровня профессионального мастерства, сферы и направленности интересов учителя;

– изучение деятельности начинающих специалистов, выявление существующих проблем, их ранжирование по степени значимости для обеспечения качественного образовательного процесса;

– организация процесса обучения педагогов в следующих формах: лекция, семинар-практикум, обучение в процессе контроля и экспертной оценки заместителей директора и руководителей РМО, посещение открытых мероприятий и их анализ, помощь в конструировании дидактических материалов;

– обеспечение методической, информационной и других видов помощи;

– формирование информационно-аналитического банка, содержащего информацию о передовом педагогическом опыте молодых педагогов;

– организация и проведение различных мероприятий с участием молодых педагогов.

2.4. Основные виды деятельности ШМУ:

– формирование индивидуального профессионального стиля педагога через внедрение прогрессивных образовательных технологий;

– оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта работы лучших преподавателей школы и района;

– проведение опытными педагогами «мастер-классов» и учебно-методических занятий для начинающих учителей.

3. Состав ШМУ и организация работы

3.1. В состав ШМУ входят молодые специалисты со стажем работы не более 3 лет, учителя, готовые передавать накопленный опыт, руководитель психологической службы района, руководители РМО, методисты СИАО.

3.2. Руководство ШМУ и ее перспективное развитие осуществляет руководитель СИАО.

3.3. Руководитель ШМУ осуществляет организацию и руководство всеми видами деятельности ШМУ и несет ответственность за результаты ее работы.

3.4. ШМУ привлекает к проведению занятий руководителей образовательных учреждений, учителей, получивших гранты Президента РФ, губернатора.

3.5. Заседания ШМУ проводятся не реже одного раза в четверть.

3.6. На первом организационном заседании ШМУ избираются его председатель, заместитель председателя и секретарь ШМУ.

3.7. В пределах своих полномочий ШМУ принимает решения, которые носят рекомендательный характер для Управления образования, его структурных подразделений и образовательных учреждений района. Решения ШМУ оформляются протоколами, подписанными председательствующим на заседании и секретарем, ведущим протокол.

3.8. Решение ШМУ принимается на заседании простым большинством голосов присутствующих членов. Заседание ШМУ правомочно, если в нем принимают участие не менее 2/3 ее членов.

3.9. В ШМУ ведется следующая документация:

– план работы ШМУ;

– протоколы заседаний;

– банк данных о молодых учителях.

3.10. ШМУ работает по плану, являющемуся составной частью плана работы Службы информационно-аналитического обеспечения Управления образования Металлургического района Администрации города Челябинска.

4. Права и обязанности слушателей ШМУ

4.1. Слушатели ШМУ имеют право:

– вносить предложения по совершенствованию деятельности ШМУ;

принимать участие в составлении плана работы ШМУ на следующий учебный год; получать необходимую для выполнения своих функций информацию у руководителя СИАО: знакомиться с документами по вопросам обеспечения образовательной и методической деятельности;

– присутствовать на занятиях своих коллег (с их предварительного согласия и по согласованию с руководителем ШМУ);

– обращаться с предложениями, жалобами, заявлениями и получать ответы на свои обращения.

4.2. Слушатели ШМУ обязаны:

– регулярно посещать занятия в ШМУ;

– выполнять индивидуальные планы работы в ШМУ в полном объеме, исполнять поручения руководителя ШМУ;

– участвовать в мероприятиях, организуемых ШМУ;

– систематически повышать свою квалификацию.

5. Права и ответственность руководителя ШМУ

5.1. Права руководителя ШМУ:

– планировать работу ШМУ;

– обращаться к администрации ОУ с запросом о предоставлении необходимой информации;

– оценивать результаты работы учителей данной категории;

– представлять к поощрению начинающих учителей за результаты работы;

– выявлять успешный опыт решения задач ШМУ среди участников ШМУ и обучающихся, предлагать его к трансляции на уровне района в форме статей или методических рекомендаций;

– организовывать открытые мероприятия начинающих педагогов;

– привлекать всех слушателей ШМУ к участию в работе образовательного учреждения.

5.2. Ответственность руководителя ШМУ. Руководитель ШМУ несет ответственность за:

– качество контрольно-диагностических и обучающих мероприятий;

– результат, отслеживаемый по позициям: степень адаптации молодых и вновь прибывших в школу педагогов; улучшение качества образовательного процесса, который обеспечивают данные категории работников;

– достаточный уровень готовности к осуществлению учебного и воспитательного процесса с учетом специфики образовательного учреждения;

– этичное взаимодействие членов ШМУ с обучаемыми педагогами.

2, таких увлечений у меня нет

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте