Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Первые шаги. Начинающим профлидерам нужна поддержка

Мой профсоюз, №30 от 25 июля 2006. Читать номер
Автор:

Нижнеомская районная организация учительского профсоюза объединяет 28 первичек: 20 школ, 3 детских сада, 3 учреждения дополнительного образования, а также профорганизации Комитета по образованию и профессионального училища №63. В профсоюзе состоят 677 из 796 работников отрасли (85,1%). Татьяна БАЛАШЕНКО, которая возглавила райком 1,5 года назад, решает проблемы учителей, как говорится, на общественных началах. Ее основная должность – методист районного методического центра Комитета по образованию. Новичку, да еще неосвобожденному, приходится нелегко. О своих первых шагах в качестве профсоюзного лидера района рассказывает сама Татьяна Николаевна.

Пятнадцать лет назад из-за бесконечных проблем с выдачей заработной платы некоторые первичные организации прекратили свое существование. Теперь постепенно восстанавливаются. Как ни странно, инициаторами этого процесса стали руководители образовательных учреждений. Ведь не секрет, что на плечах директора школы все: и хозяйственная работа, и воспитательная. Работодатели считают, что общественное объединение – опора в производственных делах, потому и стараются поддержать наши первички. В течение последних двух лет профсоюзной организации не было в 3 школах Нижнеомского района, две из них возобновили работу. На сегодняшний день только в Новотроицкой средней школе нет профсоюзной организации.

Как начинающий председатель райкома, я довольно часто испытываю трудности – опыта недостает. Неоценимую помощь оказывает Омский областной комитет профсоюза. Например, технический инспектор труда Василий Смирнов провел семинар «Организация безопасности эксплуатации зданий, сооружений и оборудования в образовательных учреждениях». Его участниками стали председатели профкомов и уполномоченные по охране труда. Скажу откровенно, я и сама получила массу новых знаний. Причем не только теоретических, но и практических, поскольку Василий Васильевич проанализировал состояние охраны труда на примере конкретных учреждений нашего района – Соловецкой и Киршовской школ, Детско-юношеского клуба физической подготовки, Дома детского творчества.

После семинара я сделала вывод – надо сполна использовать возможности и других специалистов аппарата обкома профсоюза. Областной комитет поддержал мое решение, и уже на очередном семинаре председатель Александр Евгеньевич Шрам осветил вопросы коллективных договоров, которые являются основой жизнедеятельности трудового коллектива. В семинаре кроме профактива участвовали руководители образовательных учреждений. Каждый участник получил солидный комплект методических рекомендаций по составлению и реализации коллективных договоров, а также по другим направлениям профсоюзной работы – по охране труда, организационным вопросам, социальному партнерству.

По примеру обкома профсоюза, издающего «Экспресс информации», мы стали ежемесячно выпускать «Методический бюллетень». 11 профсоюзных организаций выписывают газету «Мой профсоюз». В Комитете по образованию есть стенд профсоюзной информации, где можно познакомиться с решениями профорганов всех уровней, новостями педагогической и профсоюзной жизни.

Сотрудничаем мы и с районной газетой «Восход». Использование средств массовой информации позволяет информировать о делах райкома, первичек широкий круг общественности. Наши выступления в прессе получают читательский оклик, число обращений в райком увеличилось, а значит – расширились наши связи с коллективами.

Многие вопросы, особенно о задолженностях по детским пособиям, мы разрешаем с помощью мирового судьи и районного суда. Никогда не отказывает в консультациях юрист Комитета по образованию Александр Александрович Шкиль. Его участие в разрешении возникающих проблем значительно укрепляет наши позиции, особенно при посещении школ района, где мы оказываем непосредственную помощь председателям первичек.

В райкоме создан обширный информационный банк, включающий в электронном виде всю законодательную базу. Это облегчает нашу работу и повышает ее оперативность.

В последние годы профкомы более серьезно подходят к заключению коллективных договоров. На 1 января 2006 года данный локальный акт имели 93% учреждений образования. В коллективных договорах стали полнее отражаться вопросы распределения надтарифного фонда, установления компенсационных доплат и надбавок. Предусмотрены оплачиваемые дни отдыха работникам по случаю рождения, ухода в армию и свадьбы ребенка, при работе без больничного листка в течение года.

Раньше возникали трудности, связанные с дополнительными отпусками, привлечением педагогов к сверхурочным работам. Как только эти вопросы закрепили в колдоговорах, их острота была снята. В Детско-юношеском клубе физической подготовки, Комитете по образованию, Киршовской основной общеобразовательной школе работники стали без проблем получать дополнительные отпуска, доплаты, надбавки, премии и другие выплаты стимулирующего характера. В нижнеомском детском саду №1 сотрудникам оплатили время карантина, так как порядок оплаты труда в этом случае был предусмотрен в коллективном договоре.

Профсоюзные комитеты активно участвуют в расстановке кадров, тарификации, распределении учебной нагрузки, фонда доплат и надбавок, контролируют исполнение принятых решений. В конце календарного года составляется график отпусков с учетом мнения профсоюзного органа. Представители профорганизаций включаются в состав аттестационных комиссий, комиссий по охране труда, по социальному страхованию, приему учреждений образования к началу учебного года.

В Соловецкой средней общеобразовательной школе благодаря активным действиям профкома устранены задержки по выплате заработной платы, которые происходили по вине отделения Сбербанка России. В нижнеомской школе №2 председатель профкома Наталья Лахина добилась выделения путевок в санаторий для детей, нуждающихся в лечении, через Фонд социального страхования. И таких примеров, свидетельствующих о росте авторитета профсоюза, много.

Как видите, получив на первых порах ощутимую поддержку обкома, коллег, я смогла помочь первичкам. И все-таки начинающим трудно. В чем? Представьте себе: райком расположен в школе, телефона у нас нет. Территория района очень обширна, есть уголки, из которых практически невозможно добраться до райцентра. Поэтому каждую пятницу до обеда у меня приемный день, а после 14-00 я отвечаю на звонки в приемной школы. Конечно, это очень затрудняет работу.

Кроме того, львиную долю рабочего времени занимает исполнение требований, которые предъявляют финансовые и налоговые органы. (Наша районная организация – юридическое лицо. Я и казначей трудимся на общественных началах, правда, получаем доплаты.) Думаю, не только мне трудно ориентироваться в этих вопросах. Нормативная база финансового обеспечения профорганизации значительно устарела, имеющиеся рекомендации носят общий характер. Поэтому мы ждем помощи от обкома и ЦК Профсоюза. Мы нуждаемся в анализе смет профбюджета на примере конкретного райкома, первичной профорганизации. Хорошо бы получить наконец типовые штаты райкомов, рекомендации по установлению ставок заработной платы.

Профиздат начал выпускать «Справочник бухгалтера профкома». Но к сожалению, он по сути один к одному повторяет «Библиотечку профсоюзного активиста». К примеру, 12-я книга библиотечки и 5-й выпуск справочника отличаются только подзаголовками на титульном листе. Новыми знаниями мы не обогатились. Всем известно, что Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) готовится к очередному съезду. На мой взгляд, требуется пересмотреть ее отношение к профсоюзным изданиям.

Мы нуждаемся в поддержке и помощи. Хочется организовать работу так, чтобы деятельность каждой первички и райкома способствовала укреплению профобъединения.

Омская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту