Здоровьесберегающие технологии. Насколько они эффективны в условиях сельской школы? Рассказывая о своем опыте, директор школы села Бронница Светлана Михайловна ЯКОВЛЕВА, коснулась самых разных аспектов проблемы – от финансовых до организационных.
– В нашей школе всегда уделялось много внимания сохранению здоровья детей. Традиционно каждый учитель проводил на своих уроках физкультминутки, ходил с детьми в походы. Учителя физической культуры занимались с ребятами в спортивных секциях, выезжали на районные и областные соревнования. Часто возвращались с победой. Работали активно, но не было стройной системы.В 2007 году Комитет образования Новгородского района проводил конкурс «За здоровый образ жизни». В одной из номинаций оценивались методические разработки. Так появилась наша первая коллективная работа по здоровьесберегающим технологиям. Материал, представленный на конкурс, получился солидный, красочный, с фотографиями, рисунками детей, разработками внеклассных мероприятий учителей. Вместе с чувством радости, что мы за этот кропотливый труд получили на конкурсе первое место, появилось ощущение сожаления, что не весь материал был использован. Вот тогда и возникла идея: обобщить, систематизировать работу всех учителей и поделиться опытом с другими.- Светлана Михайловна, что должен делать директор, чтобы успешно внедрить в школе здоровьесберегающие технологии?- Самое трудное – убедить педагогический коллектив в том, что эта работа необходима. Поэтапно действия можно расписать так:1. Администрация школы выносит на педагогический совет предложение разработать программу действий.2. Создается инициативная группа по обобщению и изучению опыта других образовательных учреждений по данному вопросу.3. Разрабатывается программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе.4. Идет постоянное отслеживание результатов.5. Подводятся итоги.- Расскажите, пожалуйста, подробнее о системе в вашей школе.- Программа «Здоровьесберегающие технологии в Бронницкой школе» состоит из нескольких направлений: 1. В медико-гигиеническом блоке привлекли врачей нашего сельского фельдшерско-акушерского пункта. В договоре с Бронницким ФАП прописали ежегодные осмотры учеников, плановые прививки. Оговорили участие ФАП в информационно-просветительском блоке. Можем похвастать тем, что у нас ежегодный осмотр школьников медиками охватывает 100 процентов детей. Таким образом, выявляются больные и дети с ослабленным здоровьем – с ними потом ведутся занятия лечебной физкультурой и корректирующая работа по группам здоровья.Разработали свод санитарно-гигиенических условий в соответствии с СанПиНами, куда входят рациональная организация учебного процесса и режима дня школьников, проветривание учебных кабинетов, составление расписания согласно таблицам шкалы трудности предметов по Сивкову и Агаркову.2. Мероприятия оздоровительно-физкультурного блока: утренняя динамическая физзарядка для всех классов, а также физкультминутки и «минутки покоя» на уроках. Для того чтобы физкультминутки проходили интереснее, создали «копилку», где собрали упражнения в шуточной форме для глаз, осанки и рук; в 1-м классе обязательно проводится спортивный час, который по возможности проходит на свежем воздухе; регулярные занятия в спортивных секциях. Они пользуются популярностью, их посещают 60 процентов учеников, еще 10 процентов участвуют в хореографических кружках; традиционным в школе стало проведение спортивных соревнований между классами по разным видам спорта: волейболу, футболу, мини-футболу, баскетболу, легкой атлетике, теннису, шахматам, шашкам. Многие соревнования организуются и проводятся спортивным комитетом школы. Среди традиционных мероприятий – «Кросс наций», «Лыжня России», «Зарница» и районные спортивные олимпиады, на которых наши ученики занимают призовые места; любимым школьным праздником стал день здоровья, на котором чествуются лучшие спортсмены школы и проводятся спортивные состязания. А в этом году прошел «комический футбол» между старшеклассниками и учителями школы; ходим в походы. Для младших классов походы однодневные, а для старших – с ночевкой. Часто выпускники, несмотря на усталость после экзаменов, ходят все вместе в поход, чтобы в последний раз посидеть у костра, вспомнить школьную жизнь; в школе введен ряд физкультурно-оздоровительных предметов по адаптированным программам. Это адаптивная физкультура, ЛФК, ритмика, занятия в спецмедгруппе, психологические и логопедические коррекционные занятия. У нас очень хорошо поставлена работа с классами коррекции в школе. Наша задача не просто обучить детей-инвалидов, а обеспечить им активную творческую и социальную жизнь. Эти дети часто принимают участие и становятся победителями в районных творческих конкурсах. В нынешнем учебном году, например, наши ученики заняли призовые места на Всероссийском дистанционном конкурсе фоторабот.При разработке программы по здоровьесбережению мы прекрасно понимали, что одним из главных направлений должно быть улучшение организации питания. Для решения этого вопроса мы привлекли родителей и общественные организации. Здесь алгоритм действий такой:1. Планомерная работа с родителями позволила обеспечить горячим завтраком 100 процентов учеников, а горячим обедом – 30 процентов.2. Благодаря Красному Кресту мы вовлекли в программу еще 25 учеников: Красный Крест организует бесплатные обеды для детей из малообеспеченных семей.3. Договор с частным предприятием ООО «КП «Школьник» об организации работы школьной столовой позволил не только увеличить заработную плату поваров, но и значительно улучшить качество питания и разнообразить ассортимент блюд. 4. Комитет образования Новгородского района выделил деньги на приобретение 2 холодильников и новой электрокартофелечистки для нашей школы. Не стоит забывать об экологическом направлении. Во-первых, в школе традиционно ведется преподавание экологии. Во-вторых, устраиваются тематические экскурсии на уроках физики, химии, биологии, географии и природоведения. В-третьих, проводятся субботники по обустройству школьной территории, работа на пришкольном участке, а также мы участвуем в акциях «Чистое село» и «Чистый берег».- Светлана Михайловна, как привлечь к этой работе родителей и чем они могут помочь?- Сельская школа всегда находится в центре внимания сельчан. Не одно поколение в каждой семье окончило нашу школу, так что работать с родителями легко. Проблем с внедрением программы по здоровьесбережению не было, так как все понимали, что делается это для наших детей. Родители всегда откликаются на просьбы, хорошо работает родительский комитет школы. Его представители входят в бракеражную комиссию, которая постоянно отслеживает качество продуктов питания и приготовленных блюд, вносит свои предложения по улучшению питания. Многие родители принимают участие в организации спортивных соревнований, конкурсов и праздников.Такая общая дружная работа способствует развитию идеи здорового образа жизни. В результате снижается заболеваемость детей, повышается уровень их физического развития, снижается число курящих школьников. Кстати, в ежегодном рейтинге общеобразовательных учреждений по здоровьесбережению наша школа занимает первое место в районе. А в 2010-2011 учебном году мы стали областной площадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий. Это значит, предстоит большая работа!КомментарийСветлана ИВАНОВА, заместитель председателя Комитета образования Новгородского района Новгородской области:- Система образования может сделать многое для сохранения и укрепления здоровья детей. В школах нашего района проводится оптимизация учебного процесса с целью преодоления факторов отрицательного воздействия на здоровье ребенка, формирования у школьников навыков здорового образа жизни, обеспечения психолого-педагогической поддержки учеников. Важным моментом в этой деятельности мы считаем просвещение родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. Дума Новгородского района утвердила целевую районную программу совершенствования организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений на 2009-2013 годы. В районе реализуются областная программа «Чистая вода» и подпрограмма «Школьное молоко». У нас введены система оценки результатов работы образовательных учреждений по физическому воспитанию и стимулирование деятельности педагогических работников, достигающих высоких результатов. Методическая служба района работает над проблемой здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса. На районной конференции педагогических работников в августе 2010 года на секции «Школьный период – этап формирования здорового человека» учителя ознакомились с новыми методиками и технологиями здоровьесберегающего обучения.Во всех общеобразовательных учреждениях района реализуются или целевые программы, или системные мероприятия, направленные на улучшение состояния здоровья учеников. В 13 школах ведется здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса. 5 школ имеют целевые комплексные программы. Например, программа Ермолинской школы «Здоровый образ жизни – здоровый ребенок» направлена на совершенствование системы оздоровления и развития детей, в Тесовской основной реализуется программа «Здоровый ребенок», а в Захарьинской и Бронницкой – программа «Здоровье», декларирующая личностный подход к каждому ученику. Опыт работы Бронницкой школы, ставшей областной базовой площадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий, будет в ближайшее время представлен на районном семинаре директорам других образовательных учреждений.Педагогические кадры района готовы к внедрению здоровьесберегающих технологий благодаря специальной курсовой переподготовке в Новгородском институте развития образования. Подготовлены тьюторы, которые могут работать с детьми-инвалидами. Проблемой при внедрении здоровьесберегающих технологий в сельских школах остается недостаточное финансирование, и федеральная поддержка стала бы для нас большим подспорьем.с. Бронница, Новгородский район, Новгородская область
Комментарии