Рассчитывать только на себя
Условия жизни и работы молодых педагогов в различных регионах России мало чем отличаются. И все же материальное, методическое обеспечение начинающих учителей во многом зависит от местных властей. Как эти проблемы решаются в Чувашии, рассказывает министр образования республики Галина ЧЕРНОВА.
– У вас ощущается нехватка кадров?
– Кадровой проблемы нет ни в городе, ни на селе. Можно учиться в нашем педагогическом университете, педколледжах, классическом университете, можно поехать в Москву – это недалеко от нас. Нет необходимости в распределении, поиске педагогов, заманивании. У нас переизбыток учителей. Но мы не уменьшаем цифры приема в педучилища и педвузы. Во-первых, надеемся, что времена изменятся и классы будут не 30-35 человек, а хотя бы 25. Во-вторых, верим, что эта демографическая яма временная. У нас традиционно в регионе всегда рождаемость была высокая. Готовим учителей “про запас”. Кроме того, будет развиваться частная школа. А в ней при небольшом количестве детей нужно много преподавателей. Кстати, целевой прием для выпускников сельских школ мы сохранили. Сельский ребенок должен выучиться и вернуться в село.
– И что, действительно возвращаются?
– Да. Раньше была жесткая система распределения. Теперь остаются потому, что в городе труднее найти жилье и хорошее место в школе. У нас практически во всех райцентрах есть педагогические классы в школах. Учебное заведение выращивает своих будущих педагогов “с пеленок”: сначала – педкласс, затем – пединститут, а потом учитель возвращается в родные пенаты.
– Какая средняя зарплата учителя в Чувашии?
– 600 рублей. У сельского – 400 рублей. Молодой учитель, конечно, меньше получает. Естественно, что для молодых педагогов у нас все льготы, которые положены по российскому законодательству, сохраняются. Теоретически. Потому что система финансирования у нас достаточно сложная и пособия, которые положены, далеко не всегда удается получить. Мы на них и не рассчитываем. Поощряем, когда выпускник возвращается домой, когда рассчитывает на собственные силы. Но при этом, конечно, у нас есть система педагогической защиты новичков. В каждом районе молодые учителя сразу же включаются в методобъединения при сильных школах, под руководством сильных учителей.
– У вас больше сельских учителей, чем городских?
– Да. У нас 70% школ – сельские. У сельского учителя меньше доступа к литературе, меньше возможностей выехать на курсы повышения квалификации. Мы эту проблему решаем. Институт повышения квалификации работников образования выезжает в районы и проводит семинары. Например, с теми, кто готовится к защите на квалификационную категорию. Это серьезная научно-методическая поддержка. Есть у нас школа молодого учителя, когда педагоги, проработавшие год, два, три, приезжают в Чебоксары на специальные курсы. Дорогу оплачивает командирующая сторона, а обучение идет за счет бюджета. Я долго работала в пединституте. Интересные встречи бывают – мой студент приезжает на курсы и говорит: “А вот два года назад вы нас этому не учили”. За это время он переосмыслил материал, который получил в вузе, проверил его на практике. После такой небольшой, но эффективной учебы педагог может некоторое время и в изоляции от педагогических новинок пожить.
– А, кстати, если учитель через год-два работы в школе понимает, что его не устраивают маленькая зарплата, отсутствие нормальных учебников, лабораторного оборудования, собственный уровень, – в общем, наступает кризис. Как его удержать?
– Если человек понял, что ошибся и работа не соответствует его теоретическим или романтическим представлениям, никто специально не будет удерживать. Есть, конечно, исключения. Например, директор разглядел в молодом человеке талант, призвание и работает с ним. Но системы поддержки в случае таких кризисов у нас нет.
– Текучесть кадров большая в республике?
– Нет. С одной стороны, педагоги – фанатики, как известно. С другой – сейчас такая безработица повсюду, что люди дорожат своим местом. Например, на селе куда еще пойдешь работать? А здесь и высшее образование, и зарплата – пусть небольшая, но гарантированная.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии