С 1 декабря 2008 года федеральные бюджетные учреждения должны перейти на новую систему оплаты труда. Все это время профсоюзы образования, здравоохранения и культуры, входящие в Ассоциацию профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, активно участвовали в подготовке нормативной правовой базы по введению НСОТ в рамках многочисленных рабочих групп, вели непрестанные переговоры с исполнительной властью. Точку ставить рано: далеко не все предложения учтены, далеко не по всем вопросам достигнуто соглашение. Тем не менее успехи есть – принципиальность и настойчивость профсоюзной стороны позволили скорректировать «правила игры» в интересах работников бюджетной сферы.
От приказа к приказу
В течение года усилиями специалистов Минздравсоцразвития России, Минобрнауки, Рособразования, ЦК профсоюза и Совета ассоциации подготовлен целый ряд документов, регламентирующих порядок введения новых систем оплаты труда. Приводим перечень основных приказов Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которые необходимо учитывать при введении НСОТ в федеральных учреждениях.
1. Приказ Минздравсоцразвития России от 22 октября 2007 года №663 «О методических рекомендациях по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда».
2. По оплате труда руководителей федеральных бюджетных учреждений:
– приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года №823 «Об утверждении разъяснения о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. №605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» в части использования централизованных бюджетных ассигнований в размере до 5 процентов на выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений»;
– приказ Минздравсоцразвития России от 2 апреля 2008 года №158н «Об утверждении разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения»;
– приказ Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 года №167н «Об утверждении порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения».
3. О профессиональных квалификационных группах по видам экономической деятельности:
– приказ Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 №525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам»;
– приказ Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 года №526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников»;
– приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года №570 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии»;
– приказ Минздравсоцразвития России от 14 марта 2008 года №121н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии»;
– приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 года №216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;
– приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 года №217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования»;
– приказ Минздравсоцразвития от 12 мая 2008 года №225н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта»;
– приказ Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 года №247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих»;
– приказ Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 года №248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих»;
– приказ Минздравсоцразвития России от 3 июля 2008 года №305н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок».
4. О выплатах стимулирующего и компенсационного характера:
– приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года №818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях»;
– приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года №822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях».
Партнерские разногласия
За короткий период времени трижды были внесены изменения в статью 144 Трудового кодекса РФ в части определения государственных гарантий по оплате труда работников бюджетных учреждений.
В настоящее время Правительство РФ решило не устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы при введении новых систем оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях с 1 декабря 2008 года. При этом Министерство здравоохранения и социального развития ссылается на отсутствие объективной статистической базы по фактической численности персонала по всем категориям бюджетных учреждений, а также на резкие различия в объемах финансирования фондов оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях по видам экономической деятельности.
Одновременно представители Правительства РФ высказали твердое намерение повысить ответственность руководителей федеральных бюджетных учреждений за подбор и расстановку кадров, расширить полномочия руководителей в установлении конкретных размеров зарплаты работникам.
Примечательно, что 18 июня, когда на заседании коллегии Минздравсоцразвития России обсуждались порядок и условия перехода федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда, представители федеральных органов исполнительной власти не настаивали на установлении Правительством РФ базовых окладов и ставок по профессиональным квалификационным группам.
Вместе с тем Общероссийский профсоюз образования постоянно продолжал настаивать на формировании нормативной правовой базы, предусматривающей механизмы обеспечения федеральных гарантий по оплате труда работников в зависимости от уровня профессиональной подготовки, квалификации, сложности и специфики работы. Такой гарантии, как МРОТ, по мнению профсоюза, совершенно недостаточно.
29 июля на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии вновь рассматривался вопрос о введении новых систем оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях. От имени правительственной стороны выступил заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов. От профсоюзной – вице-президент Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ Галина Меркулова.
Учитывая, что в ходе переговоров Совету ассоциации не удалось прийти к соглашению с правительственной стороной РТК по ряду принципиально важных вопросов, профсоюзы предложили зафиксировать в решении комиссии свою позицию. А именно – предпринять при доработке нормативной правовой базы по введению новых систем оплаты труда следующие шаги:
– дать поручение Министерству здравоохранения и социального развития РФ до 1 января 2010 года обобщить предложения федеральных органов исполнительной власти (главных распорядителей средств федерального бюджета) по установлению базовых окладов и ставок зарплаты по профессиональным квалификационным группам исходя из практики реализации новых систем оплаты труда в 2009 году и внести предложения по этому вопросу в Правительство Российской Федерации;
– установить порядок распределения дополнительных бюджетных ассигнований, выделяемых на введение новых систем оплаты труда, между федеральными учреждениями пропорционально размерам фондов оплаты труда в этих учреждениях, сформированных за счет бюджетных средств;
– предоставить федеральным органам исполнительной власти полномочия по утверждению типовых положений по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений;
– предусмотреть, что положения по оплате труда, которые федеральные органы исполнительной власти утверждают для подведомственных учреждений, являются основой для установления конкретных систем оплаты труда в каждом бюджетном учреждении;
– разработать и утвердить приказом Минздравсоцразвития России рекомендации по формированию федеральными органами исполнительной власти (главными распорядителями средств федерального бюджета) типовых положений по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, предусматривающих:
а) порядок формирования по согласованию с Минздравсоцразвития России и соответствующими общероссийскими профсоюзами минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам и применения повышающих коэффициентов для установления минимальных окладов по квалификационным уровням этих групп с целью обеспечения необходимой дифференциации в оплате труда всех категорий работников в зависимости от уровня профессиональной подготовки, квалификации, сложности и специфики работы;
б) порядок установления и применения видов компенсационных и стимулирующих выплат в федеральных бюджетных учреждениях по видам экономической деятельности и отдельным категориям работников;
– сохранить существующий порядок использования федеральными бюджетными учреждениями средств от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, в том числе при формировании штатных расписаний и заключении трудовых договоров с работниками, до введения в действие законодательного акта, регулирующего особенности их использования, а также до внесения соответствующих изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ;
– при подготовке разъяснений Минздравсоцразвития по применению типовой формы трудового договора при введении новых систем оплаты труда учесть предусмотренный Трудовым кодексом РФ порядок заключения дополнительных соглашений к действующим трудовым договорам в связи с изменением условий оплаты труда работников;
– ежеквартально проводить мониторинг введения НСОТ в федеральных бюджетных учреждениях для последующего рассмотрения его итогов на РТК.
Темпы растут
После обсуждения сроков, условий и порядка введения новых систем оплаты труда на совещании у премьер-министра Владимира Путина 16 июня и на заседании Правительства РФ 30 июня были приняты меры по ускорению подготовки необходимой нормативной правовой базы, утвержден график реализации мероприятий по введению НСОТ в федеральных бюджетных учреждениях.
При участии профсоюзов более активно стала идти подготовка методических рекомендаций Минздравсоцразвития России по разработке главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений по оплате труда работников подведомственных учреждений, а также по заключению трудового договора и его примерной форме.
Рособразование направило в подведомственные федеральные учреждения проекты двух примерных положений по оплате труда (по уровням образования) для получения предложений и замечаний. В их подготовке также активное участие принимали специалисты ЦК профсоюза.
Согласно установленному графику Рособразованием подготовлены проекты перечней критериев оценки эффективности работы подведомственных государственных учреждений, реализующих основные программы общего образования, учреждений дополнительного образования детей, учреждений высшего, начального и среднего профессионального образования, специальных профессиональных училищ, учреждений дополнительного профессионального образования, государственных научных учреждений.
Наконец, 5 августа Правительство РФ приняло постановление №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
Следует отметить, что постановление Правительства РФ №605 от 22 сентября 2007 года отменено. В новом постановлении даны следующие поручения.
1. Министерству здравоохранения и социального развития РФ до 15 августа 2008 года утвердить:
– рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений (включая рекомендации по дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядку определения и размерам выплат компенсационного характера, а также порядку определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления);
– рекомендации по заключению трудового договора и его примерной форме.
2. Федеральным государственным органам – главным распорядителям средств федерального бюджета по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить:
– до 15 августа 2008 года – перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений;
– до 1 сентября 2008 года – примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Специалисты ЦК профсоюза подготовили разъяснения по вопросам, связанным с введением НСОТ, которые с учетом постановления Правительства РФ №583 и Методических рекомендаций Минздравсоцразвития России будут направлены в регионы. Кроме того, эти вопросы будут обсуждаться в сентябре-октябре на совместных совещаниях, организуемых Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по образованию и профсоюзом.
Что в активе
Какие предложения профсоюзной стороны учтены? В первую очередь они нашли отражение в следующих позициях.
1. Увеличен объем бюджетных ассигнований на введение НСОТ: с 1 декабря сумма средств, выделяемых на обеспечение работы федеральных учреждений, в связи с переходом на новые системы оплаты труда вырастет на 30 процентов (пункт 10 постановления Правительства РФ №583). Первоначально на эти цели предполагалось использовать небольшие дополнительные ассигнования, зарезервированные ранее на введение НСОТ, а также бюджетные средства, предусмотренные на индексацию зарплаты с августа 2009 года на 6,8%.
2. При формировании профессиональных квалификационных групп учтены предложения Общероссийского профсоюза образования и Совета ассоциации:
– для лиц, имеющих ученые степени и звания, сформирована 4-я группа, к ней отнесены отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания. Это создало преимущество в установлении более высокого стартового уровня оплаты труда работников, занимающих соответствующие должности;
– должности педагогических работников в учреждениях довузовского образования отнесены к группе с более высокими требованиями по квалификации, чем те минимальные требования, которые предъявляются для их занятия. Таким образом, отныне должности, включенные в профессиональную квалификационную группу педагогических работников, не могут быть отнесены к другой категории персонала, как это установлено в некоторых региональных нормативных актах по оплате труда. Например, обращает на себя внимание тот факт, что воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования необоснованно относятся к учебно-вспомогательному персоналу. А в отдельных случаях, напротив, в категорию педработников почему-то включаются массажисты, хормейстеры, балетмейстеры, которые педагогами не являются. Теперь такие неточности должны быть устранены, чтобы не ущемлялись права работников по использованию предоставленных им льгот и преимуществ;
– приняты два приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 года, утвердившие профессиональные квалификационные группы в сфере образования: №216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и №217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования». Это создало условия для установления большей дифференциации по оплате труда работников в зависимости от квалификации, сложности и объема выполняемой работы.
3. Как уже отмечалось, Министерству здравоохранения и социального развития РФ поручено утвердить рекомендации по разработке федеральными государственными органами – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений. В том числе рекомендации по дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядку определения выплат компенсационного и стимулирующего характера (см. п. 6б постановления Правительства РФ №583).
По мнению профсоюза, это поручение позволяет настаивать на применении повышающих коэффициентов для формирования минимальных окладов (должностных окладов), ставок зарплаты работников по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп.
Кроме того, формулировка поручения предполагает, что при формировании новых систем оплаты труда помимо тех компенсационных и стимулирующих выплат, перечни которых утверждены приказами Минздрасоцразвития России №18 и №822 от 29.12.2007 года, должны учитываться и другие подобные выплаты, определенные законодательством.
4. В Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденном постановлением Правительства РФ №583, предусмотрено, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы.
5. Подтверждено применение Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих по видам экономической деятельности во всех федеральных бюджетных учреждениях, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета (пункт 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений).
6. Отменено согласование штатного расписания федеральных бюджетных учреждений с главными распорядителями средств федерального бюджета, ранее предусмотренное в постановлении Правительства РФ №605. Это означает, что сохранено право образовательных учреждений на самостоятельное установление структуры и штатного расписания, предусмотренное Указом Президента РФ от 15.11.1991 года №21 и пунктом 32 Закона РФ «Об образовании».
7. Отмененное постановление Правительства РФ №605, которое предусматривало, что средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности, направляются учреждениями только на выплаты стимулирующего характера. Из текста Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ №583, эта формулировка исключена. Изменения дают надежду на то, что существующий порядок использования бюджетными учреждениями внебюджетных средств, позволяющий финансировать расходы на зарплату определенных категорий работников полностью за счет внебюджетных источников, будет сохранен до внесения соответствующих изменений в законодательство. Это в свою очередь поможет предотвратить значительное сокращение кадров в условиях дефицита бюджетного финансирования при введении новых условий оплаты труда.
8. Кроме того, в пункте 10 Положения предусмотрено, что для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых услуг, учреждение вправе привлекать не только работников, занимающих должности, предусмотренные штатным расписанием, но и других – на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности (по решению федерального органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, – также за счет государственных внебюджетных фондов).
Это еще не финал
Обсуждая действия профсоюза на августовских совещаниях, необходимо учитывать, что принципы, порядок и условия введения новых систем оплаты труда на федеральном уровне в значительной степени повлияют на установление НСОТ в государственных учреждениях субъектов РФ и муниципальных учреждениях, а также на корректировку уже применяемых в регионах нормативных правовых актов.
В ходе переговоров ЦК Профсоюза и Совет ассоциации продолжают настаивать:
– на установлении раздельного учета дополнительных бюджетных ассигнований, выделяемых как на введение новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях, так и на доведение уровня зарплаты низкооплачиваемых категорий работников до нового размера МРОТ с 1 января 2009 года. (По данным выборочного обследования Росстата, проведенного в 2007 году, 35,3% работающих в сфере образования, 36,4% – в культуре и 28,4% – в здравоохранении получали зарплату менее 4300 рублей. Это обстоятельство может вызвать дополнительные трудности с финансированием мер по введению НСОТ в регионах и обеспечением необходимой дифференциации в оплате труда работников бюджетной сферы в условиях введения нового размера МРОТ);
– на конкретизации Правительством РФ поставленной задачи о размере реального повышения зарплаты работников федеральных бюджетных учреждений в результате введения НСОТ с 1 декабря 2008 года;
– на ускорении принятия Единых рекомендаций по системам оплаты труда в учреждениях, финансируемых из бюджетов всех уровней, на 2009 год (в плане мероприятий РТК по предложению Правительства РФ указан срок – ноябрь 2008 года), а также на учете в 2009 году дополнительных средств федерального бюджета на введение НСОТ в государственных учреждениях субъектов РФ и муниципальных учреждениях;
– на безусловном соблюдении принципа неуменьшения заработной платы работников, выплачиваемой до введения новых систем оплаты труда, с учетом стимулирующих надбавок, установленных с 1 сентября 2007 года и с 1 февраля 2008 года.
Комментарии