Реализация возможностей информационных ресурсов телекоммуникационных сетей как глобальной среды системы непрерывного образования Направление предполагает использование потенциала распределенного информационного ресурса образовательного назначения локальных и глобальной сетей и осуществление информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса в различных режимах работы в Глобальной сети.
Окончание. Начало в №4
Интернет-технологии обеспечивают современных пользователей ресурсами глобальных телекоммуникаций, а интернет-технология позволяет организовать учебную деятельность с использованием прикладных и инструментальных программных средств и систем, доступных современному пользователю. При этом становится возможным:
использование в учебном процессе информационной среды науки (информации и знаний, наполняющих базы данных);
распределенная обработка информации;
распространение научной и культурной информации на основе интернет-технологии (электронные библиотеки, виртуальные музеи и художественные презентации, выставки).
В этой связи перспективным направлением считается разработка научно-педагогических основ создания и использования Единой образовательной среды регионального/глобального масштаба. Особенность научных подходов в РАО к применению программно-аппаратных средств телекоммуникаций выражена в разработке педагогико-эргономических условий реализации ИКТ в сфере образования.
К развивающимся исследованиям здесь следует отнести использование потенциала распределенного информационного ресурса образовательного назначения, в том числе на базе функционирования информационной среды со встроенными элементами технологии обучения.
Педагогико-эргономическая оценка средств информатизации
и коммуникации, используемых в образовательных целях
Предполагает разработку психолого-педагогических, содержательно-методических, физиолого-гигиенических, дизайн-эргономических, технических, эстетических требований к педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ. Это также относится и к средствам профессиональной подготовки, функционирующих на базе ИКТ.
Важным направлением исследований является также разработка педагогических и гигиенических рекомендаций по оснащению и оборудованию учебных кабинетов, лабораторий, в которых используется вычислительная техникой, обоснование эргономики рабочего места, оснащенного средствами ИКТ, а также разработка состава и спецификаций этого оборудования.
В РАО перечисленными проблемами занимаются коллективы специалистов, которые осуществляют оценку психолого-педагогического воздействия и возможных медицинских последствий использования средств ИКТ. Это проходит на базе инструментальных средств создания и использования психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний, продвижения в обучении, установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося, а также средств автоматизации процессов оценки качества результатов обучения. Не менее значимое направление исследований – оценка качества электронных изданий учебного или образовательного назначения, основанная на целом ряде экспертиз с последующей сертификацией.
Наиболее перспективной здесь считается разработка отраслевых стандартов педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, в том числе электронных изданий, и методики осуществления их экспертизы в рамках обязательной сертификации такой продукции.
Создание информационной среды управления учебным процессом образовательного учреждения, разработка автоматизированных систем информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления
Автоматизированные банки и базы данных научно-педагогической информации, функционирующие на основе телекоммуникационных сетей, становятся одним из показателей уровня современного образовательного учреждения. По этой причине совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования банков данных предполагает создание информационной среды управления учреждением. Сюда относится разработка автоматизированных систем информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением или системой учебных заведений.
В РАО разрабатываются научно-методические системы автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, управления и взаимодействия на базе информационной сетевой среды образовательного учреждения. Немаловажным аспектом этого направления отечественной науки и практики следует считать обоснование принципов диагностики, контроля и тестирования знаний обучаемых на основе использования ИКТ.
Перспективные исследования проводятся в области проблем автоматизации и управления технологическими процессами в образовании. Это касается автоматизации процессов обеспечения современного учебного заведения необходимыми научными, учебно-методическими, информационно-справочными, инструктивно-организационными, нормативными, техническими и другими материалами, которые во все большем объеме используются в учебно-методической деятельности образовательных учреждений, на базе распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей.
Развитие структуры
и содержания образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
в области применения средств ИКТ в профессиональной деятельности
Это направление предполагает совершенствование структуры и содержания подготовки преподавателей, учителей и студентов педвузов в области организационно-методических проблем информатизации образования.
Сейчас разработана концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования, обоснованы принципы профессиональной подготовки учителя и студентов педвузов к применению ИКТ в профессиональной деятельности. Также разработаны структура и содержание подготовки в таких областях как:
реализация дидактических возможностей ИКТ в процессе изучения основ наук и освоения будущей профессиональной деятельности;
предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ;
нормативно-правовые аспекты использования средств вычислительной техники, базового и прикладного программного обеспечения;
информационная защита личности.
Перспективным здесь можно считать обоснование введения нового направления подготовки бакалавров и магистров – «Информатизация образования» по междисциплинарной специальности «Прикладная информатика (в образовании)».
Ирэна РОБЕРТ, директор Института информатизации образования, Москва
Комментарии