Тематическое занятие «Страна волшебная балет» для детей старшего дошкольного возраста – итоговое, на нем дети обобщают знания об искусстве балета. Исполняя волшебный танец менуэт, ребята получают удивительную возможность почувствовать себя почти настоящими артистами балета. Просматривая фрагменты знаменитых балетов, малыши воображают себя Плисецкой или Улановой…
садятся полукругом : : Молодцы! Очень оригинальные фигуры у вас получились, садятся V : : : изображение на своей большой карте) : На сегодня наше путешествие подходит к концу, но впереди нас ждут увлекательные встречи в стране балета Одним словом названы – балет А на сцене царствует талант Под ритмичный перестук пуант : А сейчас давайте мы с вами тоже, как артисты балета, встанем высоко на носочки, и, поворачиваясь, скажем волшебные слова: «Раз, два, три, повернись – снова в зале очутись» X
Во второй части занятия дети могут исполнить и другой классический танец, например, полонез. Для просмотра педагоги могут использовать фрагменты о других артистах балета, например, о Галине Улановой (называемой «балериной Чайковского»).
В зависимости от того объема знаний, который дети получили в подготовительной группе занятие можно усложнить – дать больше игр, задания на танцевальное творчество, предложить детям для просмотра другие нужные фрагменты видеозаписей.
Программное содержание
1. Закреплять последовательность движений основного хода танца менуэт.
2. Называть правильно композитора и балеты (П.И. Чайковский; «Щелкунчик», «Лебединое озеро»).
3. Развивать у детей творческое воображение (создание поз – балетных фигур в танцах), пластику, музыкальный слух, артистизм в передаче образов.
4. Воспитывать у детей интерес, чувство прекрасного через знакомство с искусством балета.
Предварительная работа: просмотр балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик»; фрагмент документального фильма «Стихия по имени Майя», рассматривание фото к балетам, балетных тапочек – пуант.
Форма организации: фронтальное занятие.
Оборудование: аудиозаписи фрагментов музыки к балетам П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро»; аудиозапись музыки Л.В. Бетховена «К Элизе»; видеозапись фрагмента балета «Лебединое озеро»; игра-лото «Сказочный мир балета», скульптура балерины.
Ход занятия.
I часть
Вход свободный. Построение в две линии (девочки – первая шеренга, мальчики за ними – вторая).
Приветствие на языке танца (девочки – реверанс, мальчики – поклон).
II часть
Музыкальный руководитель: Сегодня я приглашаю вас в прекрасную и волшебную страну – балет. Чтобы мы могли там оказаться, исполним танец. Какой для этого танец подойдет?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Да, это очень красивый, грациозный танец. Менуэт танцуют во многих классических балетах. А мы ещё только учимся так красиво танцевать. Вспомните, как мы начинаем танец?
Дети: Шаг с правой ноги вправо.
Музыкальный руководитель: Итак, постарайтесь в паре шагать только с правой ноги, потом с левой. Приготовились, слушаем вступление.
Исполнение менуэта (фонограмма музыки П. Мориа).
Музыкальный руководитель: Вот мы и оказались в этой чудесной стране – балет. Какой красивый и торжественный получился танец! Но, чтобы он был совсем похож на классический танец, мы еще с вами будем работать над красотой движений.
Дети садятся полукругом.
III часть
Музыкальный руководитель: Вот и первая встреча в стране балета. Кто нас встречает?
Дети: Балерина
Музыкальный руководитель: Как вы догадались, что балерина?
Дети: По одежде (пачка, пуанты, накидка), она танцует (по позе танца).
Музыкальный руководитель: Даже мастер в таком сложном виде искусства как скульптора отразил красоту, изящество, пластичность, выразительность движения балерины. Давайте рассмотрим её.
Поворачивает скульптуру.
В какой момент скульптор запечатлел балерину? (Наводящий вопрос – что она делает?).
Дети: В танце.
Музыкальный руководитель: Что говорит о том, что она танцует?
Дети: Наклонила голову, плавно отвела руки и придерживает легкую накидку, ноги скрещены, на лице – улыбка.
Музыкальный руководитель: Придумайте название этой скульптуре.
Музыкальный руководитель: А я бы назвала эту скульптуру «Солистка». Почему, как вы думаете?
Музыкальный руководитель: Может быть, балерина уже готовится к выходу на сцену и вот-вот начнется чудо – спектакль, сотканный из музыки, танца и живописи.
А вы хотели бы хоть на минуту стать артистами балета? Давайте поиграем в игру «Раз, два, три, фигура в балете замри».
Выходите на «сцену», приготовились.
Фрагмент музыки из балета «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель: Что или кого ты хотел изобразить этой фигурой?
Опрос 2-3 детей.
Повторное исполнение. Понравившуюся фигуру выбирает ребенок.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Очень оригинальные фигуры у вас получились, Дети садятся.
IV часть
Приглушённо звучит музыка к балету «Лебединое озеро».
Музыкальный руководитель: Вот и вторая встреча с балетом в нашей стране (Музыка звучит ещё несколько секунд). Вы узнали, из какого балета звучала музыка?
Дети: «Лебединое озеро».
Музыкальный руководитель: (Показывает портрет Майи Плисецкой). Какая балерина танцевала партию Одетты более 800 раз (почти тысячу)? Давайте посмотрим ещё раз фрагмент танца. Обратите внимание на руки. Руки – это крылья. На лицо – оно не выражает никаких эмоций – Одетта заколдованная девушка.
Просмотр.
Музыкальный руководитель: Что вы скажите о руках балерины? О лице? А как бы ожила и затанцевала ваша Одетта? Кто из девочек желает исполнить ее танец?
Исполнение.
Музыкальный руководитель: Чем понравился вам танец Насти?
Музыкальный руководитель: А скажите, как называется танец в балете, когда его исполняет один артист?
Показ большого фото.
Дети: Вариации.
Музыкальный руководитель: Вспомните, как называется танец вдвоем
Дети: Па-де-де
Музыкальный руководитель: А танец втроем?
Дети: Па-де-труа
Музыкальный руководитель: А если танцует большая группа артистов?
Дети: Кордебалет.
Музыкальный руководитель: Кто написал музыку к балету «Лебединое озеро»?
Музыкальный руководитель: С каким балетом П.И. Чайковского мы еще знакомы?
Музыкальный руководитель: Кому какой балет понравился больше всего и почему?
Музыкальный руководитель: Да, труд артистов балета нелегкий. Чтобы так танцевать, нужно много заниматься, и ещё нужно быть артистичным. Давайте и мы с вами поработаем над пластикой рук. А воспитатель Любовь Дмитриевна скажет нам, у кого самые гибкие и красивые руки.
Задание на танцевальное творчество «Плавные руки» на музыку Л.В. Бетховена «К Элизе».
Воспитатель: У вас были такие мягкие и гибкие руки как этот пушок, поэтому он захотел пробежаться по таким плавным рукам.
Музыкальный руководитель: И еще одна встреча с балетом вас ждет в группе. Игра «Сказочный мир балета». (Описание игры: по изображению героя балета-сказки на маленькой цветной карточке узнать и правильно называть героя и балет, закрыть карточкой изображение на своей большой карте.)
Музыкальный руководитель: На сегодня наше путешествие подходит к концу, но впереди нас ждут увлекательные встречи в стране балета.
Закончить занятие мне хочется стихотворением, которое написала воспитатель нашего детского сада Елена Владимировна:
Самое красивое искусство
Что когда-то создал человек
Здесь изящность, красота движений
Одним словом названы – балет.
Зал замрет и скрипка заиграет
А на сцене царствует талант.
И как будто сказка оживает
Под ритмичный перестук пуант.
Музыкальный руководитель: А сейчас давайте мы с вами тоже, как артисты балета, встанем высоко на носочки, и, поворачиваясь, скажем волшебные слова: «Раз, два, три, повернись – снова в зале очутись».
До свидания, до новых встреч!
Галина Голубева, музыкальный руководитель детского сада общеразвивающего вида №16 «Малыш» города Омутнинска Кировской области, участница XIII конкурса «Сто друзей»
Комментарии