search
main
0

Перенимаем опыт Германии

Юрий РЯБИЧЕВ, президент Ассоциации русских уборочных компаний: – К сожалению, у нас сегодня практически отсутствует подготовка квалифицированных кадров по многим специальностям для отраслей бытового обслуживания и прежде всего для высокомеханизированных предприятий: химчисток, прачечных, использующих самое современное оборудование от ведущих мировых производителей с применением компьютерных технологий. Никто не готовит специалистов по работе с мехом – скорняков, хотя спрос на них растет и предприятия высоко оплачивают работу высококвалифицированных специалистов. Не хватает кадров по ремонту сложной бытовой техники, обуви, часов.

Городская целевая программа развития потребительского рынка и услуг Москвы на 2007-2009 годы предусматривает в 2008 году открытие более 3 тысяч предприятий бытового обслуживания населения, что даст еще более 20 тысяч рабочих мест, то есть потребность в рабочих кадрах будет расти год от года. В этом количестве учтена только малая часть потребности в рабочих кадрах для предприятий по профессиональной уборке помещений.

Сегодня общее количество клининговых компаний в Москве составляет более 300 единиц, в таких крупнейших компаниях работают по 5-10 тысяч человек и более. В 2007-2009 годах запланировано к вводу только крупных торговых центров более чем на 7 миллионах квадратных метров и в более двух миллионах офисных площадей. Это потребует создания 15-20 тысяч, а с учетом ротации – более 40 тысяч рабочих мест. У нас же кадры готовят в основном на рабочих местах, только крупные компании создают собственные учебные центры.

Дефицит кадров острейший, наш резерв – пенсионеры и представители стран СНГ. Притока молодежи нет совсем. Сегодня дети ориентированы совсем на другие специальности – секретарь, менеджер и так далее. Вряд ли кто-то из выпускников школы слышал о профессиональной уборке помещений, а если и услышат, то наверняка представят дворника с метлой или бабушку с ведром и тряпкой. А ведь сегодня клининговые компании – это механизированные бытовые услуги. Высокотехнологичные предприятия с приличной зарплатой и возможностью карьерного роста. Это и поддержание чистоты в зданиях, это и высокопроизводительное дорогое оборудование, и использование веществ, созданных на основе нанотехнологий, и создание среды в операционных и родильных домах, уход за пищевым и промышленным оборудованием, и предполетная обработка самолетов, и продление срока службы различных покрытий в несколько раз, и многое другое.

Чтобы рассказать обо всем этом школьникам, наши специалисты готовы приходить в школы и рассказывать о преимуществах наших профессий, а также дать школьникам возможность прочувствовать, что это за профессии.

Зарубежный опыт, например опыт Германии, показывает, что строить профориентацию необходимо на основе принципа опережающего профобразования школьников, нацеленного на колледж, и опережающего профессионального и карьерного роста студентов, совмещающих обучение в колледже с работой на базовых предприятиях.

Учитывая необходимость повышения качества уборки в школах, мы готовы провести эксперимент по обеспечению занятости учащихся и организации в школах бригад учащихся старших классов под руководством наших специалистов. Мы проведем первичную профессиональную подготовку школьников, и эти бригады смогут убирать помещения школы с использованием современных технологий в рамках средств, отпущенных на уборку. Таким образом будет обеспечен необходимый уровень санитарного состояния школ, а школьники получат первый опыт профессиональной ориентации. Возможно и оказание услуг населению. Я считаю также, что для привлечения учащихся на обучение по профессиям, остро необходимым городу, но по каким-то причинам не престижным, предложить Правительству Москвы установить для таких профессий повышенные стипендии, ведь это может стать дополнительным стимулом для школьника при выборе профессии. Думаю, также необходимо поставить вопрос о привлечении дополнительных бюджетных средств для подготовки мастеров производственного обучения и повышения квалификации преподавателей на базе современных производств и учебных центров. Некому готовить профессиональные кадры!

Наши предприятия готовы предоставить свою производственную базу, а также оказывать содействие в разработке учебных программ. Профессиональные объединения работодателей должны иметь возможность влиять на образовательную политику колледжей, содержательную часть образовательных программ, разработку современных образовательных стандартов.

Вызывает тревогу то, что нормативная база отстает от требований времени. Так, в Классификаторе профессионального образования и Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий отсутствуют современные профессии, связанные с клинингом. Нам нужно решить все эти вопросы.

Проблемы подготовки кадров и гарантии их трудоустройства могут быть решены только совместными усилиями. В этой области у нас уже есть опыт такой совместной работы. В конце 2007 года усилиями Департамента образования и Департамента потребительского рынка и услуг, колледжа №23, социального партнера ЗАО «Примекс» в колледже была сформирована группа из 12 человек для обучения профессии «оператор уборочных машин». Были специально выделены средства, закуплено оборудование для обучения, производственной практики и создания ресурсного центра, силами «Примекса» проводится реконструкция учебных площадей и организован соответствующий учебный процесс. Но опыт также показывает, что вопросы социального партнерства полностью не проработаны: отсутствуют гарантии защиты инвестиций работодателей в обучение, нет разрешения на аренду помещений в образовательных учреждениях предприятиям, создающим учебно-производственные участки для профессионального образования, повышения квалификации, переподготовки кадров, а в результате нет возможности для эффективного объединения участников партнерства.

В рамках сотрудничества между Москвой и Берлином в 2007 году группа обучающихся клининговым профессиям из Берлина посетила колледж №23. В ходе визита были даны рекомендации по развитию обучения, предложена схема профессиональной подготовки кадров, используемая в Германии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте