Второй день консультативного очного установочного семинара Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014» начался с представления региона, где пройдет юбилейное педагогическое состязание, и школы, которая станет площадкой для первого очного тура.
Директор школы №31 города Мытищи Московской области Марина Качалова считает, что для ее школы огромная ответственность – стать базой для проведения такого масштабного и популярного в нашей стране конкурса, как «Учитель года России». Однако краснеть за свое учебное заведение Марине Николаевне не приходится. Школа самая крупная в регионе и совсем новая – введена в строй 1 сентября 2012 года. Оснащена по последнему слову техники. В предметных кабинетах есть все необходимое оборудование. Замечательные мастерские – слесарная, столярная, швейная, кулинарный кабинет. При огромном, красивом, светлом актовом зале есть гримерные, уборные для юных артистов. Существуют медиатека, библиотека, конференц-зал. В учебно-спортивной зоне одновременно могут заниматься три класса. К услугам учеников тренажерный зал, зал для занятий каратэ, два бассейна и многое, многое другое. Кстати, учеников в школе – 1240. Так как в районе, где находится школа, много молодежи, большинство школьников – ученики начальных классов. Рассказ завершил веселый и весьма информативный видеролик-экскурсия.
Познакомиться с конкурсантами приехала Министр образования Московской области Марина Борисовна Захарова. Она сравнила Подмосковье с Россией – область так же велика и разнообразна, ее жители сталкиваются с такими же проблемами, что и все остальные жители нашей страны. В Московской области 4.055 образовательных организаций всех ветвей образования – от дошкольного до высшего, 1 миллион 35 тысяч учеников, 94 тысячи педагогов.
За 25 лет проведения конкурса «Учитель года России» в Подмосковье переселилось три больших Хрустальных пеликана – их выиграли учитель музыки Артур Заруба (1992 год), учитель МХК Александр Демахин (2012 год) и информатик Андрей Сиденко (2013 год). Благодаря прошлогоднему абсолютному победителю всероссийского финала конкурс и будет принимать вновь, второй год подряд Московская область. Так как состязание юбилейное, его открытие запланировано в областном Доме правительства, а торжественное закрытие – в Государственном Кремлевском Дворце.
Министр образования Московской области рассказала много интересного о подведомственной ей сфере. Например, в Подмосковье существует проект «Стандарт общеобразовательной школы», и каждая дневная школа имеет свой паспорт соответствия этому стандарту. Открываются новые детские сады. Строится семейный городок для многодетных приемных семей.
А главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец рассказал интересные подробности о министре Марине Захаровой. Оказывается, она была учителем истории, директором школы и даже депутатом, перед тем, как занять важный пост в областной администрации.
Следующее выступление слушали с особым вниманием. Потому что заведующий отделом аттестации работников образования Министерства образования Московской области Анатолий Жижин описывал примерную программу конкурса «Учитель года России-2014». Анатолий Викторович пообещал: когда программа будет уточнена – ее вывесят на официальном сайте конкурса http://www.teacher-of-russia.ru.
Итак, приехав в Москву на поезде или самолете 26 сентября, в день открытия конкурса, конкурсанты легко доедят до города Мытищи электричкой с Ярославского вокзала (выходить на станции Перловка). Их встретят и будут сопровождать на протяжении всего «Учителя года» волонтеры. Приехавших ночью встретят прямо на вокзале. Поселятся финалисты в гостинице «Герда», по два человека в великолепных комфортабельных номерах с холодильниками и телевизорами. Питаться учителя будут в столовой Московского государственного областного университета.
Начнется очный конкурс с испытания «Урок», открытые занятия будут идти три дня, а конкурсантов разделят на 4 группы. Каждая группа имеет три подгруппы – по числу дней для показа уроков. Первая подгруппа в первый день даст 8 уроков, вторая во второй день – 7 уроков и третья в заключительный день первого тура – 5 уроков, чтобы жюри успело подвести итоги.
Уже во время первого тура конкурсантов ждет великолепная культурная программа – экскурсия в святое для каждого россиянина место – Сергиев Посад, а также в Жостово, где делают знаменитые подносы.
Второй тур пройдет в Московском государственном областном университете, куда учителей уже не будут возить, потому что он находится совсем недалеко от гостиницы. Экскурсия, запланированная на этот период, и вовсе уникальна – в Звездный городок.
После объявления в актовом зале МГОУ пятерки победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014» «пеликанов» повезут на вечернюю экскурсию по столице.
Еще одну подробность программы будущего конкурса сообщил главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. На 30 сентября запланирована встреча с Министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым – и это будет не доклад, а настоящий большой, двухчасовой разговор. Кстати, министру непросто было выкроить время в своем супернапряженном графике, тем ценнее встреча…
А очный семинар продолжился. В его программе запланированы необходимые конкурсантам академические занятия.
Настоящий очерк психологии эффективного педагогического общения и взаимодействия представил в своем выступлении профессор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, доктор психологических наук Витольд Ясвин.
Общению можно было научиться, просто наблюдая за манерой преподавания Витольда Альбертовича. Но, кроме того, профессор дал немало полезных сведений.
Существует три уровня общения: первый – мировоззренческий, второй – наше желание, умение слушать, видеть, чувствовать, третий – технология. Обычно слушатели курсов повышения квалификации хотят все знать о технологии общения. Между тем самое главное – это философия общения. Если у педагога с мировоззрением все в порядке, то, как правило, он и техникой владеет.
О философии и шла речь во время интереснейшего семинара Витольда Ясвина.
Самым интересным для меня был посыл: знания давать невозможно, ведь тогда учеба превращается в насилие. Знания ребенок должен добывать. И хотя делать это порой непросто, как добывать уголь в шахте – устанешь, выпачкаешься… все равно, ребенок может получить удовольствие, если добыча правильно организована учителем и если интересно.
Надо сказать, что участники конкурса «Учитель года России-2014» – очень благодарные и внимательные слушатели. Все лекторы и ведущие семинаров отмечают, как приятно и легко с ними работать. «Пеликаны» подхватывают идеи с полуслова, высказывают интересные мнения, задают глубокие вопросы.
В конце дня лекцию, посвященную деятельностному и метапредметному подходам как научной основе ФГОС прочитала кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ Елена Пономарева. Вернее, это было не чистая лекция, но и диалог с залом, сложные вопросы, яркие примеры…
Завершающим аккордом среды стало короткое, но важное событие – жеребьевка: деление на подгруппы внутри четырех групп участников всероссийского финала и определение порядка выступлений в 1, 2 и 3 дни первого тура конкурса. Тот, кому достался урок в третий день, немного расстроились – долго ждать… Страшно перегореть и выступить неудачно. Но в этом случае всегда вспоминаются лауреаты, победители и особенно абсолютные победители, которым выступление последним номером не помешало блеснуть на конкурсе.
Фото автора
Комментарии