Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Пеликан из рук президента. «Учитель года России-2009» завершен

Учительская газета, №41 от 13 октября 2009. Читать номер
Автор:

К этому дню мы долго готовились, приглашали гостей, продумывали до мелочей сценарий и, конечно же, волновались. Мы понимали, что этот праздник слишком много значит не только для нас – коллектива «Учительской газеты», но и вообще для всего российского образования. Юбилейный, 20-й конкурс – историческое событие, за это время «Учитель года России» стал по-настоящему общенациональным, общероссийским, объединил лучших учителей страны. «Конкурс – это мост, соединяющий людей» – так сказала об «Учителе года России» абсолютная победительница, получившая хрустального пеликана, Наталья Никифорова. Внимание к конкурсу президента страны – это подтверждение того, что образование – важнейший приоритет нашего государства. В этом мы убедились воочию. Дмитрий Медведев не только вручил пеликана Наталье Никифоровой, поздравив с Международным днем учителя всех педагогов России со сцены Форум Холла, но и нашел время обстоятельно поговорить о проблемах образования с пятнадцатью лучшими конкурсантами.

…Этот день, понедельник 5 октября, был насыщенным до предела: с утра научно-практическая конференция, днем работа творческих мастерских, затем награждение Малыми хрустальными пеликанами пятерки победителей и наконец торжественное объявление абсолютного победителя конкурса. Эмоциональная, яркая речь президента, из которой стало ясно – Дмитрий Анатольевич досконально знает все проблемы образования… Ну и, конечно, пресс-конференция абсолютного победителя в присутствии министра образования и науки РФ

Андрея Фурсенко…

А вечером – роскошный подарок всем любителям оперы, редчайшая возможность услышать золотой голос XXI века – Екатерину Щербаченко, завоевавшую звание лучшей певицы мира 2009 года на организованном Би-би-си конкурсе оперных певцов в Кардиффе.

Творчество как педагогический абсолют

Поисками счастья человечество занимается давно, чуть ли не с самого своего рождения. И надо сказать, кое-какие рецепты, как достичь этого дивного состояния, именуемого счастьем, у людей за пару тысяч лет накопились. Хотите быть счастливым – творите сами и научите этому своих детей. Что может быть прекраснее умения писать стихи, играть на скрипке, рисовать картины или лепить чудные вазы?

…Творчество – это всегда праздник, и потому вполне логичным было проведение творческих мастерских победителей конкурса «Учитель года России» разных лет именно в последний финальный день – 5 октября.

Каждая из творческих мастерских нашла своих почитателей. Ни одна из них не пустовала.

Живая глина

Творческую мастерскую «Художественная керамика» вел учитель технологии Центра образования №293, учитель года Москвы-2004 Глеб Мочалов. Эта мастерская работает в Центре образования, возглавляемом Александром Глозманом, уже 15 лет. Примечательно, что в мастерской занимаются как малыши из прогимназии, так и ребята из лицейских 10-11-х классов. Впрочем, по выходным сюда приходят родители – среди них тоже немало любителей ручной лепки и гончарного дела. Тем более что в мастерской идет полный технологический цикл изготовления керамики малых размеров, то есть вначале вазу или сосуд лепят, потом расписывают и наконец обжигают.

…Смотреть, как рождается марани – особый ритуальный сосуд в руках мастера, – настоящее удовольствие. Примечательно, что алгоритм изготовления Глеб Александрович демонстрирует вначале на экране компьютера. Желающих сделать сосуд немало, среди них, между прочим, конкурсантка Любовь Якушева, учитель технологии из города Саяногорска Республики Хакасия. Кстати, Мочалов несколько лет назад защитил кандидатскую диссертацию по теме «Методические аспекты обучения технологии с использованием компьютерных средств».

…За 25 минут произошло чудо – в руках каждого, кто пришел к Глебу Мочалову, родился свой собственный сосуд. А тот, который сделал Глеб Александрович, и вовсе был настоящим произведением искусства.

– Марани дарят молодоженам, поэтому принято говорить сосуду добрые пожелания, – обратился к своим взрослым ученикам Глеб Александрович, а уж те постарались произнести побольше хороших, теплых слов.

– Когда человек что-то творит своими руками, он вкладывает в это изделие частичку своей души, – убежден Глеб Александрович. Он, кстати, не только учит других творить, но и сам в свободное время с удовольствием занимается малой скульптурой…

Вместе к вершине

В Школе акварели Сергея Андрияки детей и взрослых учат рисовать по особой методике – педагог выполняет задания вместе с ребенком, рисует то же яблоко, тот же натюрморт. Дети видят, как идет штрих, как проходит процесс, какой предполагается результат. Преподаватели школы считают, что так их ученикам легче понять, чего от них хотят, они быстрее учатся. Во время короткой мастерской под названием «Как научиться быстро рисовать», которую провел заслуженный художник России Алексей Кравченко и его коллеги, гостей торжественной церемонии закрытия конкурса обучали по тому же принципу. В качестве образца берется пейзаж. Учитель поэтапно рисует картинку, ученики одновременно с ним проходят те же этапы. И вот уже готова серия шедевров, а начинающие художники в восторге: «Мне очень нравится!», «Я ощутила радость творчества».

Дистанционные чудеса

Мастерская «Русский авангард и цифровые технологии будущего» – совместный труд компании «Полимедиа» и учителя московской средней школы №1518 Надежды Корниловой. Здесь творились чудеса синхронного дистанционного обучения. Асинхронный аналог обучения на расстоянии хорошо известен – преподаватель предлагает студентам материалы, они над ними работают, шлют педагогу вопросы, получают ответы, сдают работы. В данном случае речь идет об учебе в режиме реального времени. То есть преподаватель объясняет тему ученикам в своей аудитории и параллельно, в одно и то же время, – ребятам в удаленной аудитории. Благодаря двусторонней связи ученик может задать вопрос, не прерывая урока, просто напечатать его у себя на компьютере. Вопрос появится на дополнительной панели сбоку от основной доски, и учитель сможет ответить на него в удобный момент. Сюда же, рядом с основной доской, выведено окно с сурдопереводом для детей с ограниченными возможностями здоровья. Оборудование, задействованное в мастерской, уже применяется в российских школах.

Молока бы нам

Узнать свои возможности и в дальнейшем развивать свой голосовой аппарат, научиться говорить слышно, внятно, понятно, убедительно, точно, исправить свои речевые недостатки – вот такие глобальные задачи поставили перед собой участники мастерской «Как научиться говорить правильно». И эти задачи успешно решили благодаря своему учителю – педагогу сценической речи Центра образования №686 «Класс-центр» Марии Овчаренко. В школе Мария Дмитриевна обучает сценической речи ребят с шестого класса. Они избавляются не только от речевых недостатков, но и от страха перед публичным выступлением. «Чтобы нас понимали не только наши друзья, но, может быть, целые народы», – улыбалась преподаватель. Участники мастерской сначала освоили технические навыки – жужжали, как комары, гудели, как пчелы, свистели, шипели, считали Егорок на выдохе. Затем приступили к голосовому тренингу – «укачивали» ребенка, просили: «Мам, мам, молока бы нам!», а другая группа отвечала: «Ни, ни, ни!» и в конце концов смилостивилась: «Да на, на, на». Перешли к артикуляционной гимнастике. И пришли к самому интересному – артикуляционной разминке, которая позволяет приобрести главное сокровище – отличную дикцию.

Россия – чемпион!

«Зарядка для учителя» – это вам не скучная производственная гимнастика, это увлекательное действо, созданное нашими олимпийскими чемпионами. Расслаблять мышцы шеи учила чемпионка мира и Европы, серебряный призер Олимпийских игр в Афинах 2004 года Ирина Чащина. «Сложного ничего нет», – уверяла Ирина.

Анастасия Ермакова, четырехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, пожелала всем педагогам здоровья, терпения, успехов и предложила упражнения на расслабление мышц рук, грудных мышц.

«Я покажу вам пару простых упражнений, которые вы сможете в любое время делать дома», – пообещал четырехкратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике, вице-президент Федерации спортивной гимнастики России Алексей Немов. И тут же прошелся на руках, а затем сделал кувырок назад. Зал восхищенно загудел. Алексей пожелал, чтобы ученики «приносили вам радость и берегли ваши нервы».

А олимпийский чемпион, золотой медалист летних Олимпийских игр в Сиднее 2000 года Сергей Клюгин поделился упражнениями, которые спортсмены выполняют прямо в кресле самолета, когда летят в дальние страны на соревнования.

Зарядка всех настолько вдохновила, что учителя еще долго скандировали: «Россия – чемпион!»

«Учитель года» в гостях у Буратино

Как создать собственного Буратино в домашних условиях? А если под рукой нет ни топора, ни рубанка, ни тем более колоды? На этот вопрос призван был ответить мастер-класс Ольги Рубцовой «В гостях у Буратино».

На самом деле для того чтобы изготовить куклу – произведение искусства, вам не нужно обладать невероятными знаниями кройки и шитья. Чтобы начать волшебство, достаточно иметь простые женские колготки, синтепон, нитки с иголками, простейший проволочный каркас и желание.

На удивление из таких простых материалов куклы получаются с крайне непростыми характерами. Пара манипуляций над набитым синтепоном шариком – и на «лице» куклы отражается сложная гамма чувств. Дуняша, кукла, ассистировавшая Ольге Рубцовой на мастер-классе, например, беззаботная девушка с румянцем во всю щеку, растрепанными косами и таким же веселым, румяным и растрепанным малышом на руках. А рядом с ней другая кукла-заготовка: голова клоуна – пожилая, печальная, с иронией, застывшей на лице.

«Такими куклами я занимаюсь уже десять лет, – говорит Ольга Рубцова. – Я училась в школе кукольного дизайна Светланы Воскресенской – единственной такой школе в России». После обучения Ольга Николаевна около восьми лет там преподавала и приносила свое умение на дополнительные занятия в студию кукольного дизайна в школу №1315.

В студии кукольного дизайна занимаются порядка 10-15 ребят от пятиклассников до восьмиклассников. «Мне этого достаточно, им тоже, потому что когда много народу – это все-таки тяжело», – поясняет Ольга Рубцова.

В прошлом году Ольга Рубцова в качестве педагога допобразования участвовала в VI Московском фестивале дополнительного образования-2008. По ее словам, хотелось бы почаще участвовать в выставках. «Но дети-то как? Они как куклу сошьют, сразу несут к себе домой, поэтому очень трудно найти экспонаты, – смеется педагог. – А так у нас были и места на конкурсах, и призеры олимпиад».

Между тем, по словам Ольги Рубцовой, кукла эта не такая простая, как кажется. Действительно, учителя, получившие возможность в процессе мастер-класса попробовать сделать свою куклу, убедились на собственном опыте, что иголка с ниткой так легко летает в руках у Ольги Рубцовой лишь в силу ее большого опыта. «У меня, как у мастера, если я делаю хорошую неповторимую авторскую куклу, на изготовление уходит неделя, – рассказывает она. – А с ребятами, хотя мы делаем куклы и попроще, может уйти месяц, потому что они не могут посвятить этому все свое свободное время».

Оксана РОДИОНОВА, Светлана РУДЕНКО, Елена МУРАВЬЕВА, Лора ЗУЕВА

Фото Михаила КУЗМИНСКОГО

Президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ вручил Хрустального пеликана учителю года России-2009 Наталье НИКИФОРОВОЙ

Серьезный разговор – Петр ПОЛОЖЕВЕЦ и Виктор САДОВНИЧИЙ

Хорошее настроение у вице-президента фирмы Promethean Питера ОРМЕРОДА, главного редактора «УГ» Петра ПОЛОЖЕВЦА, министра образования и науки Андрея ФУРСЕНКО

Фото с министром Андреем ФУРСЕНКО – лучший подарок для конкурсантов

Зарядка всех настолько вдохновила, что учителя еще долго скандировали: «»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту