search
main
0

Педсовет спрашивает, учитель отвечает

​После победы на Всероссийском конкурсе «Учитель года-2007» Анна Мехед долгое время отвечала на вопросы своих коллег из разных уголков России. Отвечала просто, честно и прямо.

Нурания Хакимзянова: Какими качествами должен обладать современный учитель? Основная методика вашей работы?Анна Мехед: На мой взгляд, современный учитель должен быть прежде всего современным, то есть быть человеком своего времени, но при этом быть хранителем лучших традиций российской, да и не только российской педагогики.Основным методом своей работы считаю создание ситуации удивления и как следствие интерес к изучаемому предмету. Цель, которую я преследую, не получение готового знания, а создание каждым ребенком собственного знания, прожитого и прочувствованного.Галина Крупнова: Через год я окончу вуз, и не знаю, идти ли работать по специальности. Я учитель начальных классов. То есть не учитель еще, конечно. Сейчас все говорят, что дети другие, чем были раньше, что много проблем из-за национальностей (у нас в области это только начинается), из-за того, что трудно устроиться в жизни. Если честно, то я побаиваюсь. Может быть, вы посоветуете, на что в первую очередь обратить внимание, о чем задуматься?Анна Мехед: Дети другие всегда! Дети, которых я учила в 1988 году, отличались от детей, которых я учила в 1995 году, те в свою очередь отличались от детей 2000 года. На что в первую очередь обратить внимание? Готовы ли Вы к той ответственности, которую предусматривает работа в начальной школе? Каким вырастет ребенок, во многом зависит от той базы, которую в него заложат именно в начальной школе. Пожалуй, учитель начальной школы – фигура в нашей с вами работе более важная, чем выпускающий учитель.Татьяна Борисовна: Что для вас победа? Старт (карьерный рост) или финал (достиг, могу учить детей по своей методе)?Анна Мехед: Победа… скорее не победа, а некое подведение итогов, перетряхивание собственного опыта, анализ собственных возможностей и… все-таки промежуточный старт.Петр Сергеевич: Есть ли любимые темы или разделы, которые вы преподаете с особым чувством? И еще, получив высокое звание «Учитель года России», готовы ли вы к той публичной роли, вниманию и праву говорить от имени учительства?Анна Мехед: Мне кажется, что, так же как у литераторов есть любимые произведения и любимые абзацы, у математиков есть любимые предметы и темы. В институте мне больше всего нравилась логика. Вы задали сложный вопрос. Готова ли я к публичной роли? Я хорошо осознаю меру ответственности, которую возложила на меня победа в конкурсе. Я не готовила себя к этой роли, но постараюсь выполнить обязательства, возложенные на меня миссией победителя конкурса.Евгений Ларшин: Каким вы видите настоящего учителя-профессионала? Наше общество нуждается в выпускниках – специалистах очень разного профиля, более того, способных менять свою социальную позицию и быстро переучиваться. При этом наши школы массовые, выпускают массовый товар. Возможно ли индивидуальное, извините, штучное, ремесленное обучение в нашей массовой школе?Анна Мехед: Помните поговорку, что плох тот учитель, выпускники которого его не превосходят? На мой взгляд, учитель-профессионал – это тот человек, который помимо знания своего предмета сможет помочь ребенку сформировать определенную систему ценностей, необходимую для дальнейшего роста и развития.Наше общество действительно нуждается в кадрах, способных не столько переучиваться, сколько учиться тому новому, появление которого в наше время приобрело лавинообразный характер.Наше время таково, что все большее значение приобретает индивидуализация. Это один из признаков постиндустриального общества, как заметил Элвин Тоффлер. Время конвейера проходит. И переход на индивидуальное обучение – одна из перспективных задач, стоящая перед современным образованием.Про ремесленное обучение ничего не скажу. Если вы имеете в виду систему профессионального образования, то нам, на мой взгляд, нужно восстановить систему профтехучилищ, готовящих высококвалифицированных мастеров рабочих профессий.Илья Подрезов: Можно ли назвать ваш стиль работы инновационным, как вы определяете это слово – «инновационность»? Какое место в вашей работе традиционной системы обучения?Анна Мехед: Если под инновационностью понимать нечто новое, то в принципе каждый урок инновационен, потому что он рождается здесь и сейчас, и уже в том виде, в котором существовал, никогда не повторится. Тот же материал в другой аудитории или в другое время будет звучать иначе. Традиционная система обучения для меня является базовой, потому что любая инновационность опирается на традиции.Николай: Как изменится преподавание вашего предмета после конкурса? Был ли он для вас полезным в плане профессионального роста?Анна Мехед: Был ли конкурс полезным? Да. И не только в плане профессионального роста. Скорее личностного. В профессиональном плане хорошо. Перспективы и идеи блеск! То, что можно было увидеть, взять себе на заметку и подумать: «Господи, до чего же хорошо! Почему я раньше до этого не додумалась?» – я, конечно же, использую. А вот от чувства долга теперь совсем деваться некуда. И не потому, что я такая хорошая. Я не имею права подвести вас.Игорь Сергеевич: Мой коллега по школе хочет попробовать себя в конкурсе «Учитель года Москвы». Что для вас было самым сложным на окружном и московском этапе?Анна Мехед: Самым сложным для меня было решение принять участие в конкурсе. По существу вопроса: на окружном конкурсе для меня самым сложным оказалось вписаться во временные рамки урока. Я, как учитель-практик, привыкший добиваться всеобщего понимания и закрепления пройденного материала всеми доступными средствами, никак не могла понять, как можно идти дальше, если я не уверена, что цель достигнута на 100%. Причем конкурсный урок – это не шоу, а возможность взглянуть на обычный, привычный материал под неожиданным углом. На конкурсе «Учитель года Москвы» физически сложно было написать лекцию по заданной теме, так как тема была объявлена в 22.00, а прочитать ее нужно было в 10.00.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте