Выдающийся социальный педагог Игнатий Вячеславович Ионин (1893‑1939) родился 19(31) декабря 1893 года в селе Ропша, недалеко от Санкт-Петербурга. Его родители работали в Ропшинской больнице.
Настоящий идальго, истинный Дон Кихот
…Каждое утро, едва рассветало, на полях, прилегающих к поселку Стрельна под Ленинградом, появлялся всадник – это был Игнатий Вячеславович Ионин. Пришпоривая коня, он стремительно объезжал окрестности и своей худощавой фигурой, какой-то внутренней одержимостью, проявляющейся в каждом движении, напоминал Дон Кихота. Да это и был настоящий идальго в своем устремлении к прекрасной мечте, всегда жившей в его воображении. Он хотел, чтобы у каждого человека была «полная чаша жизни», чтобы человек находился в постоянном контакте, гармонии с людьми и природой, составлял единое целое со всем окружающим миром.
Жизненный путь Игнатия Вячеславовича зеркально отразил судьбу лучших представителей его поколения, смысл жизни которых заключался в беззаветном служении России, ее людям.
После окончания Петергофской мужской гимназии юноша поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.
В 1916 году с выпускного курса естественного отделения Петербургского университета он, выполняя свой патриотический долг, поступил в офицерскую школу морской авиации в Баку, где его и застала Октябрьская революция.
В 1918-1919 годах Игнатий Вячеславович служил в Красной армии военным летчиком-наблюдателем, откуда был демобилизован по состоянию здоровья после тяжелой контузии и ранения в легкое и приехал домой в Стрельну.
Педагогическая робинзонада
Главное дело жизни Ионина началось 21 ноября 1919 года, когда с 27 детьми (от трех до восемнадцати лет), собранными из нищих многодетных семей, и двумя воспитателями он начал свою педагогическую робинзонаду. Игнатий Вячеславович основал школу-колонию (коммуну) в селе Стрельна в апартаментах бывшего Михайловского дворца, ранее принадлежавшего князю Михаилу, сыну Николая I.
Дети под руководством специалистов ремонтировали здания и постройки усадьбы. «Это была трудная борьба просто за право жить, – вспоминал Игнатий Вячеславович, – без воды, без света, при минимуме тепла, ибо, окруженные лесом, мы не имели инструментов, чтобы им воспользоваться. Питаясь гнилым мороженым картофелем, мы должны были раздувать искру творческой работы».
Начав при лучине с ремонта насоса, молодые энтузиасты принялись активно обустраивать свой быт. Используя переданную им в 1921 году личную мастерскую царя Николая II, они отремонтировали мебель, некоторые ветхие постройки.
Ионин, мечтавший создать не просто «школу при хозяйстве» или «хозяйство при школе», но только «школу-хозяйство», отмечал, что «в школе и в детском доме труд даже сам по себе должен занимать почетное место. А для труда нужна лаборатория, и вот школьное сельское хозяйство и будет прежде всего лабораторией».
В колонии кипела разнообразная захватывающая жизнь. В 1923 году, когда весь Михайловский дворец был передан колонистам, они своими силами организовали театр, симфонический оркестр, кружок хорового пения. Начали выходить собственные газета и журнал. «Кроме права на жизнь, каждое учреждение должно иметь право на развитие», – постоянно утверждал Игнатий Вячеславович.
Краснозоринцы приняли участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и получили диплом победителя, в котором отмечались «не только успехи школы-колонии на сельскохозяйственном поприще, но и заслуги в организации учебной работы на сельскохозяйственном материале».
Школа-коммуна
Школа-колония последовательно развивалась как живой организм, росла, крепла, мужала, осуществляя на практике смелые педагогические и хозяйственные идеи ее основателя.
Воспитанники школы стали называться колонистами и занимались всеми вопросами сообща. Именно дети придумали и приняли на общем собрании символическое название своей коммуны – «Красные зори» – по названию железнодорожной станции.
Впоследствии школа-коммуна периодически пополнялась детьми из детдомов Ленинграда (нарушителями режима, многие из которых были знакомы с воровскими притонами) и насчитывала несколько сотен воспитанников.
В «Красных зорях» не существовало отдельных задач школы и детского дома, были одни общие цели – коммуны. Таким образом, стирались грани между воспитанием и обучением.
Действовало самоуправление, являвшееся немаловажным фактором внутренней жизни колонии и формировавшее самостоятельность в каждом воспитаннике. Важнейшую роль играло объединение краснозоринцев в сводные отряды, что являлось тогда крупным педагогическим новшеством. Все дети были распределены по разным отраслям хозяйства, которые они последовательно изучали из года в год: четвероклассники были заняты птицеводством, 5-й класс – огородничеством, 6-й – животноводством, 7-й – рыбоводством, 8-й класс – кормодобыванием и учетом. Выпускники изучали общую организацию хозяйства.
Органы самоуправления избирались на общем собрании колонистов, которые гордо называли себя строителями «Красных зорь», имея в виду как их родные пенаты, так и все наше общество в целом.
Понемногу увеличивался и штат педагогов, хотя, как неоднократно иронизировал Ионин, «многие работники очень любят восторгаться успехами деятельности колонии, но на предложение прийти в качестве учителей обычно отвечают отказом».
В «Красных зорях» не было воспитателей в традиционном понимании, а все педагоги отвечали за определенные направления работы, являлись руководителями трудовых или творческих объединений воспитанников. При приеме на работу Игнатий Вячеславович спрашивал каждого предметника: «А что вы умеете еще делать, чему можете научить ребят, кроме своего предмета?»
Педагоги участвовали не только в работе ячеек содействия – основного структурного подразделения школы, но и во всех трудовых процессах: сельскохозяйственных, строительных. Они руководили разными трудовыми направлениями коммуны, их называли бригадирами.
Школа-лаборатория
Воспитание и обучение на основе сельскохозяйственного труда было поставлено во главу угла жизни ионинской коммуны. «Отдельные отрасли сельского хозяйства могут служить богатейшей лабораторией», – подчеркивал он.
Режим дня строился так, чтобы охватить работой сразу весь коллектив. На полях и в мастерских колонисты трудились с 9 до 13 и с 18 до 20 часов. Ячейки выдавали наряды, контролировали их выполнение.
Наряду с этим осуществлялась бесплатная раздача семян, рассады крестьянам, что способствовало улучшению взаимоотношений с деревней. Самоуправление и хозрасчет творили чудеса. Ни о какой обезличке и уравниловке не было и речи.
В 1925 году в «Красные зори» привезли 300 детей из пяти закрытых детских домов. Им поручили строительство оранжереи под началом педагогов школы-колонии. Ребята, с которыми не смогли справиться в пяти разных детских домах, меньше чем за полгода закончили всю работу. Строительство оранжереи объединило их, подарило им новую жизнь.
Агропедагогический комбинат
К 1932 году «Красные зори» превратились в настоящий агропедагогический комбинат, включавший в себя детский дом, где проживали 400 воспитанников, среднюю дневную и вечернюю школы, агропедтехникум, дом отдыха. «Красным зорям» принадлежали 140 га земельных угодий, парниковое хозяйство, специализированные фермы, конюшня, пасека, столярная, слесарная, сапожная мастерские, учебно-производственные кабинеты, собственная электростанция, трактор. Большой доход приносили животноводство, рыболовство, разведение цветов на продажу, в том числе за границу.
В распоряжении воспитанников находились библиотека из 9 тысяч томов, оборудованные спортивные площадки, несколько лодок и даже прекрасная белоснежная яхта. Краснозоринцы совершали экскурсии и туристические походы с целью изучения родного края, посещали далекие от них места, например отдыхали в Крыму за счет заработанных ими средств.
Михайловский дворец, расположенный посреди старого парка, близость Финского залива, обилие прудов, речек, земельных угодий – все это создавало у коммунаров впечатление жизни в каком-то необычном, утопическом мире. Они сравнивали себя с героями «Таинственного острова» Жюля Верна, построившими счастливую жизнь своими руками.
В «Красных зорях» была своя кинопередвижка, и окрестные жители приходили сюда смотреть кинофильмы. Ионин хотел создать полнометражный фильм о «Красных зорях», выпустить книгу, в которой был бы обобщен весь опыт работы с подростками.
«Нигде в мире я не видел так много счастливых, умно занятых делом детей» (Джон Дьюи)
«Каждому – все» – был максималистский принцип Ионина, и это «все» включало в себя самые различные стороны жизни, в том числе труд, приносящий радость прежде всего самому работающему и делающий его счастливым. Но Игнатий Вячеславович являлся не только энтузиастом, а и рачительным хозяином, умелым организатором, блестящим педагогом, первым воплотившим те идеи и достижения, которые потом совершенно несправедливо будут связываться только с именем Макаренко. Его деятельность вызывала восхищение у нас в стране и за ее пределами.
Все большее количество делегаций, отечественных и зарубежных, посещали школу-колонию. Только за 1931 год там побывали 4,5 тысячи советских и 250 иностранных посетителей. Выдающийся американский педагог и философ Джон Дьюи, посетивший колонию, в своем очерке «Впечатления о Советской России» дал ей самую высокую оценку. По его выражению: «Нигде в мире я не видел так много разумных, счастливых, умно занятых делом детей. Их не выстраивали для инспекций. Мы ходили по территории колонии и повсюду находили их занимающимися различными летними делами – садоводством, пчеловодством, ремонтом зданий, теплицей для цветов (ее построили и в ней сейчас работают самые трудные ребята, которые разрушали все, что попадало им под руку), изготовлением несложных инструментов и сельскохозяйственных орудий. На меня произвело впечатление не столько то, что они делали, сколько их поведение, отношение ко всему происходящему, и это впечатление сохранится навсегда».
С 1936 года название «школа-колония» сохранялось по традиции. В «Красные зори» поступали ребята, успешно окончившие семь классов, с положительной характеристикой. Это детское учреждение стало очень престижным. Многие выпускники школы-коммуны поступали в высшие учебные заведения и становились агрономами, инженерами, экономистами. Из «Красных зорь» вышли сотни докторов и кандидатов наук, офицеров, прекрасных специалистов-производственников.
Судьба «Красных зорь»
…30 сентября 1937 года произошла трагедия – Игнатий Вячеславович и все преподаватели – его сподвижники были арестованы по обвинению в троцкизме. Ионин на суде не признал за собой никакой вины и ничего не подписал. Только процитировал китайскую пословицу: «Сидеть лучше, чем стоять, лежать лучше, чем сидеть, умереть лучше, чем лежать…»
Игнатия Вячеславовича приговорили к расстрелу, два месяца он провел в камере смертников, но впоследствии приговор смягчили. Это произошло потому, что его воспитанники мужественно боролись за своего наставника, писали письма в Верховный Совет М.И.Калинину. Ионин был осужден на 10 лет и умер в лагерной больнице под Ташкентом 19 февраля 1939 года.
Краснозоринцы символически поставили памятник из белого мрамора своему любимому «Игнаше» на маленьком кладбище, расположенном вблизи Михайловки, на нижней террасе. Неспешная реабилитация Ионина произошла только в 1990 году, когда по ходатайству его бывших воспитанников за отсутствием состава преступления он был полностью реабилитирован.
А основанная им школа-колония просуществовала на старом месте до августа 1941 года и после недолгого пребывания в Ленинграде эвакуировалась в Ярославскую область. Все старшие ученики «Красных зорь» ушли на фронты Великой Отечественной войны, многие погибли.
В 1949 году в Ленинграде снова появился детский дом под тем же названием – «Красные зори», а в 1961 году на его базе в Петергофе Ленинградской области была создана школа-интернат с особым режимом работы для детей, перенесших полиомиелит, реализующая адаптированные программы и сохраняющая гуманные подходы, заложенные Иониным. Михайловская дача, где ранее располагалась школа-коммуна, признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, сейчас это часть резиденции Президента РФ.
Долгая добрая память
Конечно, дело Ионина, как говорится, не пропало даром. В Ленинграде начиная с 1960-х годов много лет действовало объединение энтузиастов – студентов и преподавателей Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, собиравших по крупицам наследие педагога-новатора, организовавших пропаганду его идей и опыта. Во главе этой деятельности стоял основатель коммунарского движения Игорь Петрович Иванов. Сейчас действует содержательный сайт.
На протяжении многих лет регулярно в первое воскресенье июля проходили встречи бывших краснозоринцев, на которых уже, конечно, очень пожилые люди, буквально лучащиеся внутренним светом и теплом, вспоминали годы, проведенные вместе с Игнатием Вячеславовичем, как одни из самых светлых в их жизни.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии