search
main
0

Педагогическое образование: от деклараций к деятельности

​При переходе от общеметодологического к частно-методическому (инструментальному) уровню в педагогическом сообществе, внимание которого сосредоточено на разработке программ дисциплин и УМК в соответствии с ФГОС нового поколения, возникают некоторые «ментальные барьеры» перехода от деклараций к деятельности.

Если рассматривать социокультурную модель модернизации образования как инновацию, то педагоги высшей школы как субъекты-носители социокультурной модели при проектировании программ учебных дисциплин должны понимать, что такое социокультурные ресурсы, трансформационные риски, возможности социокультурных ситуаций.В качестве социокультурных ресурсов проектирования новых программ учебных дисциплин в системе психолого-педагогического образования мы выделяем:    Психологические ресурсы – глубинные изменения детства – юношества XX-XXI вв.    Социальные ресурсы – социальные инициативы общественности, профессионально-педагогических ассоциаций, студентов педотрядов, потенциал различных социальных институтов.    Педагогические ресурсы – квалиметрия и рефлексия педагогической деятельности, ее перевод на качественно новый уровень.    Политические ресурсы – приоритетные национальные проекты, федеральные образовательные программы, международные процессы глобализации образования.Отношение взрослого мира и педагогического сообщества к детству, независимо от определения его верхней границы (18 лет), выражается в том, что взрослые (и педагоги) традиционно воспринимают детство как своего рода «приемник», в большей или меньшей степени осваивающий, присваивающий, реагирующий на воздействия взрослого сообщества. Между тем современное детство не просто усваивает нормы, формы организации мира взрослых, но и само активно ставит перед взрослыми новые задачи. Соответственно социокультурным ресурсом новых программ дисциплин в системе психолого-педагогического образования становится разработка нового понимания механизмов взаимодействия и реализация новой концепции отношения к детству как к субъекту общества, к характеру и условиям его социального созревания. На основании понимания этого ресурса мы разработали программы спецкурсов и учебные пособия «Психология и педагогика взросления», «Герменевтика детства», включающие блок тем, связанный с анализом современной детской-молодежной субкультуры, новых принципов и закономерностей взаимодействия педагогов с миром детства-юношества.Потенциал социальных институтов, инициативы общественности также стали ресурсом проектирования новых программ в системе психолого-педагогического образования. При разработке программ дисциплин возможна их интеграция с целевыми программами деятельности общественных организаций, например с межрегиональной некоммерческой организацией «Академия социального проектирования и управления инновациями «Сердце города». В социальном взаимодействии с подобного рода институтами система профессионального психолого-педагогического образования развивается в проектной деятельности. Задачу проектирования программ могут брать на себя не только кафедры, но и ресурсные, научно-образовательные центры, технопарки социальных и гуманитарных технологий вузов, активизирующие потенциал студенческой молодежи, общественности города, власти и бизнеса в форме проектных групп как коллегиальных органов управления инновационными социокультурными проектами. За прошедший год в процессе освоения учебных дисциплин мы со студентами реализовали несколько социокультурных проектов, в их числе были тематическая площадка «На планете Маленького Принца» (диалоги власти-бизнеса-общества-человека о детстве), управленческие мастерские «Образование и социально ответственный бизнес: на пути к экономике счастья», стратегические игры «Человек в пространстве культуры» (осмысление инновационной деятельности в аспекте культурного вклада), детско-родительская студия «Витражи времени» (межпоколенные отношения), проектные мастерские «Архитектура будущего» (художественные и музыкальные образовательные проекты молодежи), институционально-семейный проект «Большая квартира». Необходимо отметить, что превращение образования в особый вид практики общественного развития – это кардинально новая постановка вопроса о том, как должно быть организовано такое профессиональное психолого-педагогическое образование как образование проектного типа, при каких условиях образование выступает катализатором изменений общества. На основании понимания этого ресурса мы создали программы дисциплин «Менеджмент сетевого партнерства в образовании», «Основы социокультурного проектирования», «Психология и педагогика работы с общественными организациями».Мы разрабатываем новые программы повышения квалификации педагогов посредством организации открытых методологических кружков для педагогических команд образовательных учреждений, ведущих инновационно-экспериментальные направления. В системе психолого-педагогического образования мы предложили программы дисциплин «Основы социальной квалиметрии», «Психолого-педагогическая рефлексия» (содержание курса выстраивается через метод кейс-стадий), «Психология управления рисками развития муниципальных образовательных систем» (содержание курса выстраивается через метод сетевых форумов, бинарных лекций: преподаватель + реально действующий специалист Управления образования). Результат обучения в рамках подобного рода программ – развитие профессиональных компетенций, в том числе способность выявления противоречий, разрешение которых может послужить источником инновационного развития системы образования.В современном обществе агенты социальной политики не только государственные корпорации, но и фонды, банки развития, инвесторы, международные центры сотрудничества и трансфера инноваций. Этот ресурс позволяет проектировать образование как катализатор общественно-политических изменений. В рамках программы курса «Образовательная политика» мы со студентами используем Форсайт и дорожную карту как инструменты для экспертного обсуждения социокультурных перспектив образования. С одной стороны, такого рода программы – элементы формирующегося гражданского общества, с другой стороны, это приобщение студентов к анализу, разработке и реализации мер государственной социальной политики. Для вариативной части профессионального цикла мы разработали программу спецкурса «Менеджмент грантосоискательства», первый год апробации которой завершился созданием совместно со студентами учебного пособия «Компас для тех, кто хочет получить грант» для следующего поколения студентов, выбравших эту программу в индивидуальном образовательном маршруте.Что касается самого процесса проектирования новых программ учебных дисциплин, то, на наш взгляд, он может развиваться в трех сценариях: узкопредметном, общеуниверситетском, институционально-муниципальном. Узкопредметный сценарий основан на инициативе отдельных педагогов высшей школы, не регламентирован ректорской, деканской поддержкой, имеет ситуативно-преобразовательный характер. Общеуниверситетский сценарий управленчески позиционирует вуз как важнейшую площадку формирования человеческих ресурсов, дает возможность осмыслять проектирование новых программ учебных дисциплин через систему междисциплинарных связей, имплицитно инициирует существование в вузе сотрудничающих профессиональных сообществ. Институционально-муниципальный сценарий реализуется при наличии Концепции инновационной инфраструктуры вуза, при возможности деятельности новых структурных подразделений, например, Технопарк социальных и гуманитарных технологий, Городской ресурсный центр на базе университета. На уровне муниципалитета это позволяет выстроить инфраструктуру профессиональных проб студентов и осуществлять комплексный анализ взаимодействия между вузом и работодателями, ориентированный на практический результат и позволяющий стать основой формирования стратегического партнерства, внешний контроль за повышением эффективности деятельности системы профессионального образования по подготовке востребованных работников; формирование карьерных траекторий талантливой молодежи – развитие карьер в контексте задач воспроизводства кадров науки и приоритетных направлений инновационного развития образования. Очевидно, что эти сценарии характеризуют разные социокультурные модели модернизации образования в ментальности педагога высшей школы.Как же воспитать ученика, чтобы было потом у кого учиться? Мы разработали методику «Социокультурная навигация: антропологический конструктор», ставшую лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель» – «От компетентности преподавателя – к компетенции студента», организуемого национальным рейтинговым агентством «Росрейтинг». Методика предполагает передачу студентам профессионального инструментария по конструированию новых антропопрактик в социальной среде. По логике содержания изучаемого курса методика представляет собой социокультурный навигатор, развивающий умения студентов проектировать и организовывать антропопрактики в соответствии с навигационными масштабами (микросоциальный, мезосоциальный, макросоциальный).Ольга ФИОФАНОВА, руководитель Центра координации научных исследований и инноваций

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте