search
main
0

Педагогический дебют. В конкурсном движении – пополнение

Есть в России такой город, в котором летом детский смех затихает на несколько часов лишь ночью, только чтобы набраться сил к новому дню. В теплое время года дел у смеха невпроворот – нужно, захлебываясь от восторга, плескаться в Черном море, довольно улыбаясь, поедать на пляже кукурузу или азартно хохотать, кружась на аттракционах в парке. Анапа – настоящая детская столица. И можно очень долго спорить, где должен проходить конкурс «Учитель года России» – в Москве или регионах. Но его младшему брату – «Педагогическому дебюту» – уж точно место в Анапе, ведь участвовать в этом состязании могут только те учителя, стаж работы которых не превышает трех лет.

День первый. Ознакомительный и многообещающий

В Анапском аэропорту приземлился очередной столичный самолет. У выхода со взлетной полосы толпятся встречающие. Но даже когда появляются пассажиры, никто не расходится – надо еще получить багаж.

– Ну что, вы готовы? – встречает участников конкурса Галина ФИЛИППОВА, директор гимназии «Эврика», которая на ближайшие четыре дня преобразована в полигон педагогической мысли.

– Я – да! – отвечает молодой мужчина.

– А вы тоже участник? – подхватывает разговор Ирина УВАРИХИНА, учительница английского языка московской гимназии №1518.

– Нет, я из оргкомитета, – улыбается Сергей САФРОНОВ, исполнительный директор Фонда поддержки российского учительства.

Говорят, что буквально накануне конкурса погода резко испортилась – похолодало до плюс 19 градусов, подул резкий северный ветер. Подобные «устрашающие» прогнозы конкурсанты, да и жюри слушают как юмористическую передачу. В Санкт-Петербурге, откуда приехал дебютант Антон МОРОЗОВ, историк из международного лицея №664, плюс два градуса, а на родине Светланы САЛАНДИНОЙ, учителя начальных классов 27-й школы города Архангельска, такой же показатель, но по другую сторону от нуля.

День второй. Визиточно-концептуальный

Это совсем не важно, что «Педдебют» – конкурс для тех, кто делает лишь первые шаги в большой педагогике, испытания в нем такие же, как и на «Учителе года России», – «визитка», защита опыта работы, открытый урок и «круглый стол». Правда, очный тур только один, на который по положению о конкурсе приглашают «пятнашку» самых-самых, но победителей выбирают тоже пятерых.

Через год историографы конкурса напишут – первый раз в Анапу приехали только двенадцать участников, а мы уточним – не очень-то похожих на учителей, скорее успешных менеджеров или малоизвестных артистов. Вчерашние студенты, они еще не научились сдерживать волнение, а их не вовремя краснеющие уши сигнализируют: «нам страшно!» Все они работают в образовательных учреждениях, которые состоят в Ассоциации лучших школ России. Но пока их педагогические амбиции измеряются несколькими десятками грамот, парой олимпиадных мест регионального значения и популярностью у собственных учеников.

– Не судите их строго! – просит оргкомитет жюри перед началом первых конкурсных мероприятий. – Главное – поощряйте лучших!

Это даже не страшно, что кто-то перепутал «Визитную карточку» и «Представление опыта работы», а другие читали научный текст, вместо того чтобы рассказывать о наблюдениях и достижениях пусть и недолгих месяцев работы. Наметанный глаз жюри, подмечая неловкости, предпочитал подольше останавливаться на достоинствах и явных педагогических удачах. Не каждому, например, достается такое образное мышление, как у Ирины Уварихиной, во время «визитки» тонко и остроумно сравнившей свою жизнь с букетом цветов. Или фантастическая научность Ольги СТОЛПОВСКИХ, биолога из оренбургской гимназии №4, в которой она работает три года. Это на защиту ее опыта работы вначале вошла стопка папок и коробок с образцами, а потом из-за них появилась главная героиня. Но свой первый неофициальный приз зрительских симпатий по итогам первого дня завоевал Олег РУБЦОВ, учитель изобразительного искусства 51-й школы Рязани. Только представьте себе, что к вам на мастер-класс пришли начальники управлений образования, а вы их… нет, не в конец класса посадили, а за парты, туда, где дожидаются кисточки, краски и лист бумаги. «Каждый человек умеет рисовать», – убежден Рубцов, и после его практико-ориентированных аргументов невольно ловишь себя на мысли, что надо бы записаться в тот художественный класс, о котором сегодня еще только мечтает молодой учитель.

День третий. В погоне за знаниями

Открытый урок – 30 минут, самоанализ – 10. Уф, отмучался! Это не тот ритм, к которому привык начинающий учитель, но это конкурсные рамки, где надо суметь отбросить второстепенное и показать главное – идею урока на тему, которая получена сутки назад.

Гимназия «Эврика» – школа-«миллионер», обладательница президентского гранта в рамках нацпроекта «Образование», краевая экспериментальная площадка, школа, ассоциированная ЮНЕСКО, но не это отличает ее от сотен инновационных гимназий по всей России, а директор Галина Григорьевна Филиппова – приверженец гуманистических идеалов в образовании и смелый экспериментатор, которая в этом году решилась на гендерное обучение.

Кажется, в «Эврике» есть все: и дополнительные занятия, и своя кухня, и активная внешкольная жизнь, только в кабинете биологии не оказалось микроскопов для каждого ученика. А тема «Дрожжи» в 6-м классе требует пристального внимания. Вот где простор для фантазии учителя и возможность инсценировки процесса размножения грибного семейства прямо на уроке:

– Вот вы, четверо, встали, взялись за руки в кружок, получилась стеночка. – Ритм ведения урока у Ольги Столповских высокий, включаясь в него, невольно попадаешь под ее обаяние, и вот тебе тоже захотелось стать маленьким ядром или огромной вакуолью, которая заполняет все пространство клетки. Но одно знаешь точно: цитоплазма, которая быстро-быстро передвигается по клетке, – роль для учителя.

Математика, конечно, царица наук, но тогда, когда ее преподают со вкусом, толком и расстановкой. Так, например, как Анна НЕВЕШКИНА из Бийского лицея Алтайского края, для которой каждое занятие – это маленький спектакль.

За свою небольшую школьную жизнь, всего-то один год, Полина СЛЕЗКО, учитель информатики белоярской средней гимназии №1 Томской области, успела многое. Она и методист в окружном информационном центре, и проводит видеоконференции на область, и занимается с ребятами программированием.

Двенадцать уроков в один день – тяжеловато для всех. Существует какое-то межконкурсное заблуждение, что от номера, который выпадает участнику, зависит победа и самое ужасное – выступать последним. Уварихиной достался 12-й номер. Кроме этого, Ирина Александровна оказалась одной из тех, кому пришлось в спешном порядке переделывать занятие, потому что в Анапе отключили электроэнергию. А потом опять включили, незадолго до начала самого искрометного конкурсного урока.

День четвертый. Волнительно-интригующий

«Круглый стол» «Какая школа мне нужна?» – испытание для будущих лидеров, тех, кто умеет брать инициативу на себя и отстаивать свое мнение. Жаль только, что в течение полутора часов конкурсанты говорили о формальной стороне: нужны ли уроки технологии, какой способ получения информации станет наиболее популярным, стоит ли отказаться от семейного воспитания, совсем позабыв об основных вопросах – содержание образования и роли учителя.

Генеральный директор благотворительного фонда «Вольное дело» Тамара РУМЯНЦЕВА не ищет популярности ни себе, ни своему фонду. «За нас говорят реальные дела», – считает она. Вот поддержали конкурс «Педагогический дебют-2006» – хорошее дело. Тамара Дмитриевна, председатель жюри, пожалуй, больше всех переживает за ребят – это чувствуется из разговоров меж конкурсными мероприятиями. А дебютанты уже после подведения итогов признаются: «Мы очень боялись Румянцеву, она всегда так пронзительно смотрела, что казалось, знает о человеке все».

И вот, пожалуй, самый волнительный момент – закрытие конкурса и объявление «пятерки». В такие минуты даже умудренные опытом учителя не сдерживают эмоций. К тройке лидеров первого дня Ирине Уварихиной, Ольге Столповских и Олегу Рубцову прибавились Полина Слезко и Анна Невешкина – все они победители конкурса «Педагогический дебют», обладатели почетных грамот, ноутбуков от «Вольного дела» и воспоминаний о последних теплых днях 2006 года. И знаете что – никогда не спрашивайте, кто из участников лучший. Пусть это останется «белым пятном» в истории, где известны только обладатели шестого места – остальные семь дебютантов.

…Очень часто детский смех, пребывая на пике своей популярности, преступает невидимый рубеж и обращается в слезы. Потому что, победил или нет, надо уезжать. В этом смысле Анапа начала октября мало чем отличалась от лета.

Анапа, Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте