search
main
0

Педагогические таланты Кузбасса. Конкурсное движение как главный стимул профессионального развития

​Конкурс всегда праздник, всегда стимул двигаться вперед. Участие в различных конкурсах – одно из важнейших условий профессионального развития.

В Кузбассе система конкурсного движения начала активно формироваться в конце 90-х годов XX века и была направлена на привлечение внимания общества к проблемам образования, защиту интересов учительства, создание условий для самовыражения педагогов. В 1997 году губернатор Кемеровской области Аман Тулеев одной из важнейших задач возрождения региона обозначил образование и меры по его развитию и поддержке.В настоящее время в Кемеровской области успешно реализуется целый комплекс мероприятий по выявлению, поддержке и поощрению талантливых педагогов, распространению передового педагогического опыта и повышению престижа учительской профессии. Именно комплексное сопровождение участников на протяжении всего периода подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства, включающее доконкурсное (организация учебно-методических мероприятий), конкурсное и постконкурсное (трансляция опыта победителей и лауреатов конкурсов) сопровождение, способствует ежегодному увеличению конкурсной активности работников образования. За последние пять лет количество участников международных, федеральных, региональных и муниципальных конкурсов профессионального мастерства выросло в два раза. Только в 2016-2017 учебном году в конкурсах участвовали 11594 человека.Площадка для трансляции опытаСегодня в Кузбассе проходит около 20 областных конкурсов для поддержки творческих, инициативных работников образования, которые охватывают все педагогические специальности.Одним из значимых событий в период развития конкурсного движения стало появление областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса». Уже на протяжении четырнадцати лет методисты, учителя, воспитатели и многие другие педагоги общего и дополнительного образования представляют методические рекомендации, пособия, проекты и учебно-методические комплекты (комплексы) по воспитанию, обучению и в целом по развитию системы образования. Ежегодно губернатором и Департаментом образования и науки Кемеровской области осуществляется поддержка около 200 педагогических идей и разработок, направленных на совершенствование воспитательно-образовательного процесса, качества управленческой деятельности и инновационного развития образовательных организаций.Педагогической площадкой для представления опыта воспитательной деятельности и пропаганды эффективных воспитательных технологий в регионе является областной конкурс «Самый классный классный». Конкурсанты представляют основные идеи и направления опыта работы, практические приемы, методы и техники, позволяющие реализовывать ведущие идеи педагогической деятельности, фрагменты внеклассных занятий с детьми, групповые проекты воспитания и социализации учащихся. Многие классные руководители демонстрируют сложившуюся систему воспитательной деятельности, представляющую интерес для других педагогов, общественности и в целом для региона.К 2008 году педагоги Кузбасса стали активно использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, наработано достаточно электронных информационно-образовательных ресурсов и материалов, которые в целях совершенствования системы образования региона необходимо было внедрять и распространять среди педагогического сообщества, способствовать поддержке и поощрению педагогических инициатив. Проведение областного конкурса «ИТ-педагог Кузбасса XXI века» вызвало активный интерес у педагогов области, что в дальнейшем способствовало появлению еще двух областных конкурсов – «Лучший образовательный сайт» и «Кузбасское БлогоОбразование». За все время существования в конкурсах приняли участие около 2000 работников образования. Для педагогов это не только возможность поделиться своими наработками в области использования информационно-коммуникационных технологий, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий во всех направлениях деятельности образовательных организаций, но и перенять опыт коллег для дальнейшего профессионального роста. Данные конкурсы предоставляют такую возможность.«Новая волна»Большое внимание в регионе всегда уделялось привлечению молодых специалистов в систему образования, их закреплению в образовательных организациях, профессиональному становлению. С 2011 года для молодых педагогов и творчески работающих лидеров системы общего и дополнительного образования, желающих продемонстрировать позитивный опыт управленческой деятельности, проводится областной конкурс «Новая волна». Ежегодно молодые лидеры представляют наработанный опыт и демонстрируют профессиональные достижения при защите творческих работ, направленных на повышение качества воспитательно-образовательного процесса, управленческой деятельности в образовательных организациях области, что способствует дальнейшему профессиональному развитию. Мощная продуманная система социальной поддержки в Кузбассе способствует ежегодному увеличению числа молодых специалистов, их закреплению и становлению в образовательных организациях.На протяжении последних нескольких лет в регионе активно развивается институт наставничества. В Кузбассе создана региональная база педагогов-наставников, обладающих высокими профессиональными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Также в 2013 году с целью повышения престижа наставничества, поощрения и признания значительного личного вклада педагогов-наставников в поддержку молодых специалистов, повышения эффективности наставничества в системе образования Кемеровской области учрежден областной конкурс «Лучший педагог-наставник». Каждый год в конкурсе участвуют около 50 работников общего, дополнительного, профессионального образования, муниципальных методических служб, достигших высоких результатов в деле обучения и воспитания молодых специалистов. Участники активно делятся сложившейся системой работы в качестве педагогов-наставников. Региональная образовательная политика всячески поддерживает и поощряет инициативы педагогов-наставников и способствует распространению их опыта в образовательных организациях области.Школа методического мастерстваВ качестве института наставничества также выступает региональный клуб «Учитель года Кузбасса», который объединяет лучших педагогов области – победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет. Членами клуба организованы школа методического мастерства «Начала» и Школа молодого учителя математики. За время существования клуба проведены десятки методических семинаров, открытых уроков, мастер-классов, творческих мастерских для педагогов по подготовке к конкурсным мероприятиям. Работа клуба позволяет обеспечить коллективное творчество и поддержку инициатив эффективно работающих педагогов области, организовать их профессиональное взаимодействие.В регионе создан целый комплекс учебно-методических мероприятий, направленный на методическое сопровождение и поддержку работников образования в рамках конкурсного движения, создание условий для обмена опытом и распространения наиболее востребованных педагогических идей. Педагоги и лауреаты конкурсов профессионального мастерства активно вовлекаются в работу курсов повышения квалификации, семинаров, проведение открытых уроков и мастер-классов для педагогов, планирующих участие в конкурсных мероприятиях, и специалистов, курирующих вопросы организации конкурсов на уровне муниципалитета, образовательной организации. Материалы победителей и лауреатов конкурсов публикуются в научно-методическом журнале «Учитель Кузбасса», газете «Педагогический поиск», на официальных страницах конкурсов профессионального мастерства, едином информационном образовательном портале Кузбасса.Сопровождение и поддержка педагогов-участников идут на протяжении всего периода подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства – от семинаров-тренингов, которые помогают сформировать стрессоустойчивость, оказать психологическую поддержку и создать положительный настрой на конкурсные мероприятия, до курсов повышения квалификации, в рамках которых возможно проработать общие вопросы теории по разработке и представлению конкурсных материалов, а главное – отработать их на практических занятиях и получить дальнейшие рекомендации от ведущих специалистов, лучших педагогов региона, являющихся победителями и лауреатами областных конкурсов профессионального мастерства.Секреты успехаВо многих муниципалитетах области сегодня также наработан ценный опыт по сопровождению педагогов в рамках конкурсного движения. Так, в Таштагольском муниципальном районе в МБОУ СОШ №2 большое внимание уделяется созданию мотивационной образовательной среды, способствующей достижению качества образования. В образовательной организации разработаны программа «Секреты успеха» по организационно-методическому сопровождению конкурсов профессионального мастерства на уровне образовательной организации, методические рекомендации и рабочая тетрадь «Дневник конкурсанта», а также сборник конкурсных материалов, в котором представлен инновационный педагогический опыт лауреатов и победителей областных конкурсов профессионального мастерства. Создание и разработка этих материалов позволили существенно повысить результативность участия педагогов образовательной организации в конкурсах на областном и федеральном уровнях: 5 победителей, 1 призер. Кроме того, педагоги не останавливаются на достигнутом и участвуют в выставочных мероприятиях, активно знакомя педагогическое сообщество со своими разработками.Выставочное движение в регионе сегодня также активно развивается, и КРИПКиПРО является одним из тех, кто способствует его становлению в Кузбассе. Институт выступает не только соорганизатором Кузбасского образовательного форума, способствуя информированию широкой общественности о достижениях и инновациях в системе регионального образования, совместному обсуждению вопросов его дальнейшего развития и совершенствования, но и как инициатор конкурсов «Инновации в образовании» и «Лучшая образовательная организация», которые проводятся в рамках форума. Конкурс «Инновации в образовании» проводится с 2014 года, но за это время успел стать востребованной педагогической площадкой, позволяя работникам образования делиться материалами, направленными на развитие инновационных образовательных практик, популяризацию и пропаганду инновационной деятельности, обеспечивающей современное качество образования.С другими конкурсами, проводимыми в регионе, можно ознакомиться на сайте КРИПКиПРО ipk.kuz-edu.ru, в разделе «Конкурсы».В регионе сегодня создана система работы по выявлению и поддержке талантливых работников образования, распространению их педагогического опыта. В Кузбассе конкурсное движение – одно из важнейших условий формирования профессиональной успешности учителя.Только фактыО клубе «Учитель года Кузбасса»Региональный клуб «Учитель года Кузбасса» появился в Кемеровской области в 2002 году по инициативе первого победителя областного этапа конкурса «Учитель года России»-1994 учителя биологии Юрия Ивановича Титорова и при поддержке Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования. В составе клуба лучшие учителя области, победители областного этапа конкурса «Учитель года России».Председатель клуба с 2007 года Олег Викторович Петунин, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1996, доктор педагогических наук, профессор. Почетным членом клуба в 2003 году стал губернатор Кемеровской области Аман Гумирович Тулеев.Главные задачи клуба – распространение передового педагогического опыта лучших учителей Кемеровской области, популяризация конкурсного движения, повышение престижа учительской профессии. На сегодняшний день в составе клуба насчитывается более 30 человек.Инна ШЕФЕР, проректор по организационной и информационно-методической работе КРИПКиПРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте