Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Молодой учитель

Педагогические принципы историка Майорова

Учительская газета, №28 от 14 июля 2020. Читать номер
Автор:

Три года опыта – и твердые собственные взгляды на образование

Про Илью Майорова нельзя сказать, что он с детства видел себя учителем. А вот историей, политикой интересовался всегда. Поступил в педагогический вуз на специальность «международные отношения» и в процессе обучения понял, что педагогика его тоже привлекает. Преподаватели университета отмечали, что он умеет доступным языком рассказать о сложных вещах и увлечь слушателей собственной увлеченностью – важное качество для педагога. После окончания Уральского государственного педагогического университета Илья Майоров пошел не по линии дипломатии или иностранных языков, а решил попробовать себя в роли школьного учителя.

С причин такого выбора и началась наша беседа с Ильей Павловичем Майоровым, учителем истории и обществознания екатеринбургского лицея №12. Что на старте привлекло его в работе педагога? Как человеку, который смотрит на мир через призму отношений не отдельных людей, но государств и народов и наблюдает движение временных пластов, ему важно было посмотреть в будущее. Что ждет нас впереди? А где еще можно это увидеть столь емко и выпукло, как не в школе, где растет и зреет будущее?

– Я сразу понял: новое поколение мне очень нравится. Дети тянутся к знаниям. Они уже знают на порядок больше нас. Как верно подметили еще мои университетские преподаватели, я люблю что-то объяснять людям, доносить до других то, что знаю сам. А дети, они все впитывают, самая благодарная аудитория.

– Илья Павлович, предмет «История», будем говорить честно, не всегда интересен ученикам XXI века. Как вы с этим справляетесь?

– Особенность истории в том, что это не то, что было когда-то и прошло бесследно, это то прошлое, которое проявляется сейчас и повсюду. А значит, преподносить историю нужно через современность и то, что рядом. Это мой принцип как преподавателя. Тогда это интересно, входит в головы, и дети не задают трудный вопрос педагогу: «Зачем мне это надо?» – его просто не возникает. Изучаем декабристов. А ведь в Екатеринбурге есть дома, где жили декабристы, когда возвращались из ссылки. Проходим период падения царизма. Ну, здесь Екатеринбург много что может показать реально. Мы выйдем из лицея, пройдем пешком 15 минут и окажемся на месте, где провела последние дни семья последнего русского царя. Реформы Петра? Да сам наш город – их олицетворение! Петр Первый не только заставлял бояр бороды брить, он заложил основы Екатеринбурга, Петербурга.

– А если изучается история Древнего мира, не России? Ее сложнее привязать к нам.

– Ученики от меня уже слышали фразу: Россия не существует как отдельная страна или отдельная цивилизация. Мы внутри большого мира, общие процессы отражаются и на нас. Например, Древний Египет. Казалось бы, что нас связывает? Связь можно найти всегда! Медицинские знания из Египта пришли в Византию, а из Византии – на территорию Древней Руси. Это лишь один пример.

Я заметил, что детей в истории больше всего привлекают отношения государств. Это ведь свое­образная проекция на отношения людей. Особенность нашего менталитета: русскому человеку всегда интересны взаимоотношения. Мы не ограничиваемся собой, мы склонны сравнивать, узнавать, как у других, что можно применить к себе. Изучаем причины войн: почему они возникли? Правители не договорились. Царь не хотел идти на союз. Король имел большие личные амбиции. В результате – многолетние бойни.

Как же важно уметь услышать и понять другого! Объясняю: будут люди, с которыми вам неприятно общаться, но это не значит, что нужно от них закрыться или поругаться, а то и подраться. Человек должен находить общий язык со всеми, в современных условиях это необходимо.

Детям интересна современность. Они живут в настоящем и нацелены в будущее. Каждый урок начинается с «пятиминутки современности». Мы обсуждаем все важные новости, что слышали, читали, смотрели. Если произошло какое-то событие по теме занятия, через это событие я даю всю информацию. Обществознание вообще проходит в диалоговой форме.

– Я правильно поняла, вы можете говорить на этих пятиминутках и на отвлеченные, «неисторические» темы?

– Говорим обо всем, что волнует учеников. Я убежден, что главное правило учителя: прежде чем взять слово, надо выслушать ребенка. У нас много общих интересов. Это фильмы, музыка, спорт, я сам много лет занимаюсь спортом. Основные беседы происходят после уроков. Сегодня нельзя работать по старинке: урок проведен, двери закрыты, все. Так проиграет любой учитель, особенно молодой. Перемены для меня – активное время. Вот недавно горячо обсуждали последнюю номинацию на «Оскар». Дети понимают, что я такой же человек, как они, возникает доверие, а при доверии те знания, которые я им несу, легко укладываются в голове.

Помню свой первый урок. Прозвенел звонок, ученики не бросились из кабинета, а подошли ко мне и стали задавать вопросы. Я понял, что у меня получилось! Если дети после урока ничего не спрашивают, можно подумать о другой профессии.

– Вы являетесь и классным руководителем?

– Так сложилось, что в моей всего лишь трехлетней педагогической практике было уже два класса, которые я вел как классный руководитель. Они попали ко мне после начальной школы и оказались абсолютно разными. В педагогике нельзя работать «под копирку». Есть, конечно, общие позиции: уважать старших, понимать ближнего, вести себя сдержанно. Находить точки соприкосновения, чтобы даже очень разные люди сосуществовали бесконфликтно, насколько это возможно. Но чтобы эти принципы вошли в плоть и кровь детей, требуется индивидуальный подход.

Сегодня учитель – это еще и психолог. Встретить детей, окинуть взглядом, понять, кто в каком состоянии. Видишь человека в переживании. Кого-то лучше не трогать. А другого надо спросить – пусть выговорится. Ребенок должен быть эмоционально готов к восприятию урока. Иначе, как бы замечательно ты ни рассказывал, он все пропустит мимо ушей, потому что его голова занята другим.

– Есть учителя, которые убеждены, что их главная, а то и единственная задача – дать знания. На этом их миссия выполнена.

– Давайте будем честными: в XXI веке знания можно получить самостоятельно. Учитель перестал быть их единственным источником, и его функция сейчас в другом. Собрать разрозненный материал воедино, сложить в систему и привязать к реальности. Современный учитель не информатор, а мотиватор. За школьные годы человек формируется как личность. Мы его помощники на этом пути.

– Вы говорите о важности общения. Как с этой точки зрения оцениваете вынужденный опыт дистанционного образования?

– У меня с учениками уже давно была создана группа ВКонтакте, куда я выкладывал дополнительные материалы, презентации, видео по теме, чтобы ребята могли посмотреть их в удобное время и закрепить знания. Поэтому дистант не стал для нас неприятным сюрпризом. Но я понимал, что детям важно видеть и слышать меня, а не только осваивать записанные уроки. Занятия мы проводили в Инстаграме в прямом эфире. Социальные сети – эффективный способ взаимодействия учеников с учителем, не стоит относиться к соцсетям высокомерно, нужно использовать их потенциал.

С точки зрения подачи материала мы ничего не упустили. Но вот живого двустороннего общения все же не хватало…

– Илья Павлович, я знаю, что вы успешно участвовали в педагогическом конкурсе «Молодой педагог – современный лидер», вышли на городской уровень. Вы любите соревноваться?

– Да, я с шестого класса занимался баскетболом, знаю, что такое победа, проигрывать не люблю. Если по какой-то причине не удалось победить, значит, нужно еще больше потрудиться, что-то изменить.

Было реально очень тяжело. Готовился к конкурсу ночами, а к 8 часам утра нужно быть в школе. Но справился. Самым интересным и ответственным оказался этап проведения открытого урока в незнакомом классе. За 40 минут требовалось всех узнать, почувствовать, донести знания. Опять же, основным стало найти контакт. Это получилось, потому и урок сложился, как мне кажется.

– Вы планируете что-то менять в новом учебном году?

– Спасибо за вопрос. Заканчивая четверть, я всегда думаю, что изменить в следующей четверти, и тем более в новом году.

Предполагаю сделать еще больший упор на внеурочную деятельность. Возможно, буду вести секцию по баскетболу – не просто тренировать ребят, а мотивировать на учебу, на достижение результатов.

Обдумываю форму проведения дополнительных занятий по обществознанию. По 50-60 человек в параллели девятых классов выбирают этот предмет для итоговой аттестации. Чтобы удержать внимание такой аудитории, нужно быть волшебником – а я пока только учусь! Есть идеи, как это сделать, но не буду их раскрывать.

Мне, по большому счету, повезло в жизни. Не было момента, чтобы я пришел на работу и не знал, чем заняться, чтобы хотел закрыться и никого не видеть. Наоборот, с удовольствием общаюсь и с коллегами, и с детьми. Человеку нужен человек.

– Согласны, что в современной школе есть проблема уважения к учителю?

– Да, есть такая проблема, и ее можно решить, но не через позицию «педагог на пьедестале, а ученик где-то внизу». Мы равные, мы вместе, у нас одна цель. Тогда будет доверие, тогда будет контакт, тогда у нас все получится.

Марина РОМАНОВА, Екатеринбург


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt