search
main
0

Педагоги предлагают, как воспитывать патриотов

В Центре военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования подведены итоги городского конкурса «Растим патриотов России».

Жюри конкурса по критериям новизны и актуальности высшим баллом (10) оценило разработку компьютерных игр на исторические военно-патриотические и нравственные темы, предложенные учителем истории 1-го Московского кадетского корпуса, кандидатом исторических наук М.Алборовой, и акции «Девушки против курения и наркомании», проходящие в школе №610 по сценарию заместителя директора по воспитательной работе Т.Кучеренко.

В школе №50 разработана особая форма воспитания – коллективное творческое дело – КТД, объединяющая энергичных ребят и втягивающая в общешкольную жизнь инертных «нехотяев». Во многом нова и актуальна разработка О. Кочетковой (клуб «Мысль», школа №1315) психологической программы «На крыльях мечты». Ребят приглашают размышлять над многими вопросами, от решения которых зачастую зависит выбор жизненной позиции, профессии, увлечений, взаимоотношений с окружающими, в конце концов – своей судьбы. Из самых продвинутых юных мыслителей готовится лекторская группа для работы в школьном музее «Память поколений». Программа воспитания защитника Отечества, разработанная заместителем директора кадетской школы №1702 (Петровский кадетский корпус) С.Савченко, начинается с вопросов: «Почему меня обижают? Почему я обижаю других?» Думающих людей воспитывает и уже упомянутая программа Т.Е.Кучеренко из школы №610, расположенной в центре Москвы, среди театров, музеев, памятников истории, культуры и архитектуры, но и среди новоявленных банков, офисов, ресторанов, игорных домов… Ученики школы – жители забытых коммуналок и престижных элитных домов, коренные москвичи – русские и дети разных народов Кавказа и Средней Азии, плохо знающие русский язык. Но Татьяна Евгеньевна недаром назвала свою программу «Страна моя, Москва моя, ты самая любимая…». Она предусматривает работу по шести направлениям: музейному, туристско-краеведческому, научно-исследовательскому, театрально-эстетическому, спортивно-оздоровительному, экскурсионному. Родину, богатую на исторические и географические достопримечательности, изучают в походах ученики-краеведы, юные следопыты, скалолазы, спелеологи.

Изучению истории Великой Отечественной войны посвящено большинство театрализованных мероприятий, проводимых в школах по оригинальным авторским сценариям педагогов. Это расширенное изучение истории Отечества на праздничных мероприятиях восполняет пробелы урезанных школьных программ по истории и литературе. Основные принципы театральной педагогики использует педагог дополнительного образования школы №1365 А.В.Давидович. Эта программа получила второе место в первой номинации конкурса.

Первое место в номинации «Методика организации и проведения мероприятий, посвященных Дням воинской Славы России», жюри отдало программе заместителя директора по учебно-воспитательной работе средней школы «ЭШЛ» Т.Ульяновой «Методика организации и проведения мероприятий, посвященных Дням воинской Славы России, с детьми младшего школьного возраста».

Забытая в новой России профориентация возрождается программой заместителя директора по безопасности (школа №50) А.Кузнецова. Клуб «Сокол» и музей Боевой славы школы ориентирует на выбор военных и социально значимых профессий: спасатели, пожарные, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники. В числе их, как ни покажется странным, и музейные работники, потому что, как считает педагог, благодаря их незаметному труду по сохранению музейных сокровищ и знакомству с ними множества людей сохраняется историческая память поколений.

Все более популярной становится в Москве военно-спортивная игра «Зарница», возрождение которой начал еще в конце 90-х годов Центр военно-патриотического и гражданского воспитания.

В Зеленограде она разворачивается под названием «Рубежи славы» по авторской программе С.Бизякина (первое место во второй номинации). Юные участники игры должны показать себя не только ловкими, сильными, смелыми, но и умными, знающими биографии и боевой путь полководцев первой большой победы под Москвой, чтящими подвиги воинов-героев.

Второе место в этой номинации присуждено работе офицера запаса К.Колычева «Программа подготовки курсантов военно-патриотического клуба «Беркут-ВДВ». Рассчитана она на три года для ребят от 12 до 17 лет и предполагает, что изучение основ военного дела на базе десантной части будет закрепляться в летних лагерях.

Тимуровское движение, в третьей номинации, было представлено всего двумя работами. Возрождение тимуровского движения несколько лет назад начал на свой страх и риск директор московского строительного колледжа №26 Ю.Кокорев, обновленную авторскую программу подала на конкурс заведующая отделением по социальным вопросам М.Хлопотных.

Воспитанию патриотов-поисковиков посвящена программа «Мы ищем тех, чьи имена на подвиг нас зовут» учителя истории школы №156 С.Галина. По дням и даже часам восстанавливают ребята бои отцов и дедов за деревушки, следы которых ныне трудно найти в разросшейся Москве и в соседних областях. По особому мнению жюри, автору программы присужден особый поощрительный приз.

Призеры нынешнего конкурса будут награждены столь нужной в их многотрудной работе техникой – цифровыми фотоаппаратами, видеокамерами, диктофонами, книгами. Всех участников конкурса в дни осенних каникул ждет экскурсия по городам Золотого кольца России – для знакомства педагогов-новаторов друг с другом, для обмена мнениями и замыслами.

Людмила ЖУКОВА, член жюри

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте