search
main
0

Педагог, ученый, министр. И злейший враг рутины

Сегодня исполнилось бы сто лет бывшему министру просвещения РСФСР, доктору исторических наук, действительному члену АПН СССР, заслуженному деятелю науки РСФСР Александру Ивановичу Данилову (1916-1980).

Все, кто работал или встречался с министром Даниловым, говорят о его прекрасных человеческих качествах, о беспредельном обаянии, которым он поражал окружающих. С 1967 года и до конца жизни А.И.Данилов находился на ответственном государственном посту, отдавая все свои силы и способности делу народного образования в нашей стране. Он умер, как говорится, на боевом посту, в своем рабочем кабинете, до последнего часа служа ответственнейшему делу. Возьму на себя смелость предположить, что он был рожден для этой роли. Александр Иванович родился в учительской семье. Еще в школьные годы отличался серьезностью, трудолюбием, всесторонними способностями. Много знал, много читал.После школы поступил в Уваровский (Тамбовская область) педагогический техникум. И там проявил себя глубоким, вдумчивым студентом. Уже тогда началось его увлечение наукой. После техникума Александр Иванович работал в уваровской школе №3 сначала  учителем, а затем и директором. Именно тогда по-настоящему проявился его талант педагога, умелого организатора, в отношениях с учителями и детьми раскрывались его особые душевные качества. Коллеги уважали Александра Ивановича, а дети безгранично любили своего молодого директора, он был их кумиром, несмотря на кажущуюся строгость. Дети видели в нем другое – уважительное отношение ко всем как к равным. Они чувствовали его правоту, когда он строг с ними, его замечания и порицания всегда были справедливы. А еще его любили за увлекательные уроки истории. Окончив заочно Тамбовский педагогический институт, молодой педагог в 1939 году экстерном сдал экзамены в аспирантуру Московского института истории, философии и литературы. Учебу прервала война. Александр Данилов был достойным сыном своего времени и прошел фронтовыми дорогами всю Великую Отечественную войну сначала рядовым стрелком, а затем военным переводчиком, вернулся домой с боевыми наградами – медалями, орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.В 1946 году Александр Иванович продолжил учебу в аспирантуре теперь уже на историческом факультете МГУ. После защиты кандидатской диссертации молодого, подающего надежды ученого направили в Томский государственный университет. Студенты тех лет запомнили высокого, стройного, элегантного молодого преподавателя, вскоре декана исторического факультета, с его страстным отношением к науке и оригинальными идеями. «Он заражал нас всех своей энергией, влюбленностью в науку», – вспоминали его бывшие студенты. В 1958-1961 годах Александр Иванович работал на отделении истории историко-филологического факультета Казанского государственного университета. Здесь Александр Иванович создал крупный центр историографических исследований, начал научные разработки теоретических и методологических проблем исторической науки, объединив усилия историков, философов, экономистов. Профессор Данилов вернулся в Томский университет ректором. Коллеги отмечали его неугасимую энергию, умение зажечь своими идеями. Благодаря усилиям и энергии Данилова Томский университет превратился в один из ведущих центров историко-методологических и историографических исследований нашей страны со своим официальным печатным органом. Александр Иванович никогда не прекращал заниматься наукой, продолжал поддерживать тесные научные связи со своими учениками. Он блестяще владел тремя языками: латинским, древнегерманским и современным немецким. Всего им было написано более 170 научных работ. Он считал делом совести каждого историка строго следовать объективным фактам прошлого, стремиться к достижению научной истины во всей ее полноте.Александр Иванович всю жизнь боролся с рутиной, считая ее губительной для образования. Министра Данилова многие педагоги и руководители органов образования знали в лицо, и не только благодаря телевидению. Он сам ездил по школам, регионам, общался с учителями, директорами школ, учениками. Александр Иванович изучал положение на местах не по бумажным отчетам и не по сообщениям сотрудников министерства, а лично. Много сил и энергии было отдано формированию школы нового поколения, основанной на современных методах обучения. Своей деятельностью Данилов постоянно вносил свежую струю в консервативную советскую систему школьного образования, содействовал ее развитию. В эти годы было введено всеобщее среднее образование. Трудовое воспитание школьников получило новый импульс, создавались ученические учебно-производственные бригады. Утвержден школьный устав, состоялся переход на новые учебники и программы. Появилась программа факультативных курсов, строились новые школы сверх намеченных планов. На более высокий уровень было поднято художественное и физическое воспитание. Были открыты детские клубы, дома, дворцы и спортивные школы. Установились тесные связи с другими министерствами – культуры, сельского, лесного хозяйства и так далее. В те годы образование и воспитание детей считалось делом общегосударственной важности. По словам заместителя министра просвещения тех лет Любови Кузьминичны Балясной, Александр Иванович считал воспитание школьников стратегической задачей.На родине Александра Ивановича Данилова хранят память о нем. Уваровской школе №3, ныне лицею, присвоено его имя, здесь создан музей, где собрано множество материалов, документов, воспоминаний о замечательном земляке.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте