search
main
0

Педагог – ключевая фигура. Валентина ИВАНОВА, председатель Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание»

Наша первоочередная задача в преддверии Года учителя – способствовать повышению статуса учителя в широком смысле этого слова, от дошкольного уровня до поствузовского. Следует признать, что здесь очень тревожная ситуация, которая усугубляется мировым финансовым кризисом. Несмотря на наличие в России десятков тысяч выдающихся учителей – людей высокообразованных, энергичных, увлеченных, средний уровень квалификации многих представителей этой массовой профессии оставляет желать лучшего.

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России:«Своей активной деятельностью Всероссийское педагогическое собрание вносит весомый вклад в модернизацию системы российского образования, на деле способствует конструктивному диалогу в органах власти, педагогов и структур гражданского общества. Сегодня это одно из приоритетных направлений государственной политики. В современной школе должны быть созданы все условия для гармоничного развития личности, ведь будущие успехи подрастающего поколения закладываются именно в школе. Наша молодежь должна получать знания и навыки, соответствующие требованиям времени, а педагоги – иметь все возможности, чтобы раскрыть свой талант наставника, реализовать творческий потенциал».

Данные показывают, что в среднем в педвузы идут дети из семей с более низким уровнем образования, чем в классические университеты и другие вузы. Невысокий конкурс также снижает статус учительской профессии. Набор в педвузы уже заранее избыточен – ведь никто и не ожидает, что девяносто или хотя бы пятьдесят процентов их выпускников придут в школы.

Между тем в Корее и Финляндии учителями становятся люди, входящие в лучшие 10% выпускников университетов, в Сингапуре и Англии – в лучшие 30% выпускников. В международной статистике для оценки относительного размера оплаты труда педагогов используется показатель соотношения заработной платы учителя и ВВП на душу населения. В странах ОЭСР эта величина составляет 1. В России соотношение оплаты труда в образовании и подушевого ВВП – 0,65. То есть можно сказать, что в нашей стране профессия учителя ценится в два раза меньше, чем в развитых странах.

Таким образом, через пять лет может сложиться ситуация, когда большинство преподавателей составят люди, случайные для школы. Учителя необходимо вернуть в средний социальный класс, обеспечить ему ресурсы для личного и профессионального развития.

Необходимо продолжить работу по стиранию социального, территориального и экономического расслоения населения в области образования, в том числе в части доступности образования.

Требуется обеспечить полнокровное участие родителей в жизни образовательных учреждений. Любая программа повышения качества и результативности образования должна опираться на семью как на важнейший ресурс. Всероссийское педагогическое собрание в регионах уже имеет или создает общественные приемные.

Целесообразно продолжить законодательное закрепление участия общественных институтов в управлении образованием, в том числе в формировании образовательной политики. Также необходимо преодолеть сложившееся отчуждение между бизнесом и образовательной системой.

Ключевая фигура повышения качества российского образования – педагог. Для улучшения ситуации с педагогическими кадрами, на мой взгляд, надо предпринять следующее:

1. Формирование эффективного рынка учителей и преподавателей предполагает развитие конкурсных механизмов занятия должностей, создание доступных для потребителя специализированных банков данных по рынкам вакансий и предложений. Для привлечения в образование молодых педагогов и мастеров производственного обучения нужно предусмотреть возможность отсрочки от призыва в армию на время работы в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.

2. Необходимо повышать управленческую квалификацию корпуса администраторов и менеджеров в сфере образования, создать эффективную систему их подготовки и переподготовки на базе экономических и педагогических университетов.

3. Требуется повышать общий уровень оплаты труда образовательных кадров при одновременном усилении ее дифференциации, в том числе за счет пересмотра стимулирующих механизмов оплаты труда. Учебные заведения должны получить право без ограничений устанавливать любые размеры оплаты труда и премирования за счет доходов из внебюджетных источников. Необходимо повысить стартовую оплату труда и расширить карьерные возможности для молодых преподавателей. Перечисленные меры будут направлены на преодоление до сих пор необоснованного разрыва в уровне оплаты труда работников образования по сравнению с производственной сферой.

4. Нужно совершенствовать пенсионное обеспечение педагогов и других работников образования. В рамках пенсионной реформы учебные заведения должны получить возможность перечислять дополнительные средства на персональные накопительные счета своих работников, существенно повышая тем самым уровень их пенсий.

5. Давайте создадим вариативную систему повышения квалификации преподавателей и учителей при условии обеспечения возможности выбора места, формы, программы обучения в пределах предусмотренных средств, включив соответствующие расходы в норматив финансирования образовательной услуги.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте