search
main
0

Педагог – это всегда выбор

​Что значит формула успеха? Разве существует его рецепт? Я думаю, педагог – это не сумма слагаемых, не простой перечень качеств, не багаж накопленных знаний… Это выбор!

Мечта ли это с дошкольного возраста, когда детей спрашивали: «Кем ты хочешь стать?» – и все девочки хотели быть воспитателями или учителями, а мальчики космонавтами? Или инициатива окружения, например, сверстников, родителей, знакомых при выборе подростком в школе будущей профессии? Либо это твой осознанный выбор, когда ты точно знаешь, чего ты хочешь, и делаешь все, чтобы это осуществилось, целенаправленно выбираешь вуз, ходишь на подготовительные курсы, интересуешься специальной литературой, занимаешься самообразованием?А некоторые перед этим выбором оказываются уже в зрелом возрасте, попробовав себя на другом поприще и зачастую в нем разочаровавшись. Кто-то к педагогике приходит сразу и навсегда, а кто-то тернистыми путями, преодолевая множество препятствий. В любом случае, насколько бы трудной ни была эта работа, она того стоит! И здесь я имею в виду не финансовую сторону вопроса, а так называемую обратную связь.Несмотря на высокие требования к педагогам, сложные условия работы, огромные временные и энергетические затраты, то, как дети смотрят на нас, как внимательно слушают и как искренне радуются при встрече, это то, чего стоит наша профессия.Конечно, это больше эмоциональная и мотивационная сторона успеха, то, насколько мы пользуемся популярностью у детей, авторитетом у взрослых и доверием у родителей. Из этого складывается определенная самооценка эффективности своей профессиональной деятельности. Это ощущение необходимости, востребованности и собственной полезности дает нам силы, чтобы продолжать трудиться, подпитывает наш энтузиазм.Нельзя забывать, что в работе педагога многое зависит от индивидуальных качеств человека – темперамент, характер, воля, амбиции, креативность, моральные принципы очень сильно влияют на его работу. Личностный и социальный аспекты даже в большей степени определяют успешность педагога, чем многое другое. К ним можно отнести умение устанавливать контакт с детьми и взрослыми, вести диалог на должном уровне, избегать конфликтных ситуаций, создавать благоприятную среду. Приличный и опрятный внешний вид, высокая культура речи и общий уровень воспитанности также располагают к себе. От этого также зависит успех педагога среди детей и родителей, коллег и начальства.Вместе с тем от педагога ожидают и хорошего уровня профессиональной подготовки, обладания теоретическими знаниями и практическими навыками, разнообразными техниками и умениями. Все это находит отражение в дипломах, сертификатах, удостоверениях и прочих документах. Безусловно, когда ты видишь итог своих усилий, будь то новоприобретенные знания и умения, положительная динамика или любой другой результат – это показатель качества твоей работы.К сожалению, любая из перечисленных составляющих может стать камнем преткновения на только что полученной работе. Для молодого педагога, только пришедшего на работу, каждая нестандартная ситуация воспринимается как стрессовая. В лучшем случае на новом рабочем месте окажется человек, который будет помогать, наставлять и давать полезные советы. Для иных ситуаций в настоящее время существуют различные службы помощи молодым специалистам, например методические объединения, ассоциации педагогических работников и супервизорские группы. Такие структуры оказывают методическую, информационную, практическую, просветительскую и даже моральную поддержку.Самый сложный период – адаптационный, когда коллектив незнакомый, работа кажется непосильной, обязанности до конца неизвестны, а способы организации своей профессиональной деятельности неясны. В это время молодому специалисту обязательно нужна психологическая поддержка, сейчас во многих учреждениях есть штатные психологи, также существует множество центров, куда можно обратиться за помощью. Однако современное образование не стоит на месте, сейчас при подготовке специалистов большое внимание уделяют психологии. Дело не только в объеме теоретических знаний и введении новых психологических дисциплин, а в практике. Уже с первых курсов молодежь распределяют по образовательным учреждениям, чтобы она постепенно, сначала просто наблюдая, потом все более включалась в образовательный процесс. Студенты знакомятся с детьми, педагогами, администрацией, организацией работы учреждений и учатся выстраивать рабочие отношения, а также профессионально взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса. В таком случае новая работа уже не станет для молодого специалиста темным лесом, он будет достаточно комфортно себя чувствовать в знакомой обстановке и ситуации, а психологическое здоровье педагога – залог успешной и эффективной профессиональной деятельности!Так существует ли универсальная формула успеха? Я думаю, нет, как не существует и двух одинаковых людей. Каждый педагог – это уникальная, неповторимая личность, которая ежедневно отдает свое сердце детям…Светлана АЛУЕВА, педагог-психолог детского сада №2063

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте