search
main
0

Павел КРЕКОВ, директор Департамента образования администрации города: Главное в профессии учителя – способность к саморазвитию

Личность руководителя во многом определяет стиль работы учреждения, которое он возглавляет. Открытость к новому, поиск нестандартных решений, креативность и умение видеть перспективу – пожалуй, эти качества характеризуют не только самого главу городского Департамента образования, но и вообще всю систему образования города Тюмени. Принципиальная и весьма показательная деталь – Павел Владимирович убежден: образованием просто так руководить нельзя, эта сфера, во-первых, требует творческого начала, а во-вторых, профессионализма.

– Зачастую о директоре школы говорят: он учитель учителей, помимо того что, разумеется, ему приходится быть и менеджером, и хозяйственником. Если продолжить логику, то руководитель моего уровня должен быть учителем учителей учителей. Поэтому нельзя ни в коей мере терять прямой связи со школой, за все время моей работы в образовании, в том числе и заместителем мэра города Тобольска по социальным вопросам, я продолжал вести уроки в школе. Для меня принципиально то, чтобы я, приходя в общеобразовательное учреждение, разговаривая с директором школы и учителями, мог встать перед ними и показать, как следует поступать в той или иной ситуации на уроке.- Павел Владимирович, Тюмень лидирует во многих образовательных проектах, здесь высокий уровень не только материально-технической базы, но и в первую очередь качества образования в целом. Однако, как известно, нельзя останавливаться на достигнутом. Скорость перемен в сегодняшней жизни, в том числе и в образовании, огромна, в связи с этим какие цели вы ставите перед собой, каковы перспективы развития образования в дальнейшем?- Надо помнить, что модернизация образования, его информатизация, обеспеченность школ компьютерами и прочими современными средствами обучения – это не самоцель, а лишь средство повышения качества образования. За всем этим нельзя забывать о главном – об учителе, о его нравственном, интеллектуальном и духовном уровне. Разумеется, сегодня каждый учитель должен владеть компьютером, ориентироваться в медиа- и интернет-пространстве, осваивать новые технологии. Но все это лишь средство для достижения тех целей, которые существовали еще во времена Христа, – любви и милосердия к ближнему. Главная задача учителя – научить ребенка адекватно жить в условиях современного общества, причем в ситуации выбора между хорошим и плохим, между добром и злом. Раньше было проще – по телевизору шли фильмы, где показывали, как добро побеждает зло, прославляли героев, а сейчас масса каналов; по телевизору и в Интернете можно увидеть и найти что угодно. Поэтому так важно дать ребенку нравственные ориентиры. От учителя-словесника, от классного руководителя во многом зависит, полюбит ли ребенок книгу, будет ли он читать, ходить в театры, посещать музеи, выставки. Кстати, этот год мы у себя объявили Годом чтения в общеобразовательных школах. В результате анкетирования выяснилось: очень многие наши дети вопреки расхожему мнению любят читать, причем классическую литературу. – От учителя в конечном итоге зависит успешность всех реформ в образовании. С этим вряд ли кто-то будет спорить, в том числе и успешность перехода на новые образовательные стандарты, который начнется уже в следующем учебном году в начальной школе. Готовы ли ваши учебные заведения и ваши учителя к этому? – Я не могу сказать, что Тюмень полностью готова к переходу на новые ФГОС, мы пока лишь готовимся к этому. Это слишком серьезный и ответственный этап в развитии российского образования. В этом учебном году в эксперименте по апробации новых стандартов в начальной школе в Тюмени участвуют пять общеобразовательных школ. Педагоги этих школ прошли курсы повышения квалификации в ТОГИРРО, в Омске, который раньше включился в эксперимент по внедрению новых ФГОС. Большую работу в этом направлении ведет наш городской информационно-методический центр. Самым сложным в этой работе, на мой взгляд, является даже не создание материальных условий в школах, практически все наши образовательные заведения оснащены самым современным оборудованием, имеют необходимые площади для занятий внеучебной деятельностью. Проблема №1 – подготовить учителя к переходу на новые стандарты, изменить его подходы к обучению, помочь ему овладеть новыми педагогическими технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку. Переход на новые стандарты – это, на мой взгляд, хороший индикатор способности учителей к саморазвитию.- Павел Владимирович, говоря о личности учителя, невозможно не коснуться проблем педагогического образования в целом и системы повышения квалификации. Где, на ваш взгляд, готовят педагогов лучше – в педвузе или классическом университете?- Если мы вспомним историю, то несложно понять, педвузы, учительские институты, как они тогда назывались, возникли не от хорошей жизни. В 20-е годы прошлого века после революции катастрофически не хватало учителей, их в ускоренном режиме готовили в учительских институтах, которые впоследствии стали называться педагогическими институтами. Сегодня, разумеется, есть хорошие педагогические вузы с сильным профессорско-преподавательским составом. Однако если говорить в целом, то, на мой взгляд, у классического университета больше возможностей по формированию всесторонне развитой личности, там, как правило, более сильный профессорско-преподавательский состав, кроме того, они располагаются в крупных городах, имеющих богатую историю, музеи, театры, что немаловажно для будущего учителя. Именно университетское образование в большей степени стимулирует способность к саморазвитию. Кстати, на мой взгляд, лучше хороший педколледж, студенты которого, как правило, получают практические умения и навыки в работе с детьми, чем плохой педвуз. Чего греха таить, не так уж редки случаи, когда приходится сталкиваться с недостаточным знанием предмета учителем, окончившим именно педвуз.- Не так давно министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что в России 200 тысяч учителей, по сути, являются лишними. Собираетесь ли вы в связи с этим оптимизировать штатное расписание в тюменских школах?- Благодаря тому что все наши школы перешли в статус автономного учреждения, у нас оптимальное штатное расписание, директора школ и сами педколлективы в этом напрямую заинтересованы, так что лишних людей в тюменских школах нет. Статус автономного учреждения позволяет нашим руководителям более эффективно использовать средства, в том числе и энергоресурсы, что особенно актуально сегодня. Кстати, по городу у нас 46 вакансий учительских мест… – Скажите, учителей каких предметов не хватает городу?- Начальных классов в связи с увеличением числа первоклашек и учителей иностранного языка.- Нынешний год – Год учителя, в чем, на ваш взгляд, его главная задача?- Прежде всего в поднятии престижа учительского труда. В течение этого года мы уже провели и будем проводить целый ряд акций, связанных с подъемом в общественном мнении звания учителя. Вообще нужно, чтобы каждый год был Годом учителя.Будем откровенны – в падении престижа учительской профессии отчасти виноваты сами учителя, виновато снижение критичности педагога к самому себе. Разумеется, свою негативную роль сыграли и экономические причины, но сегодня чуть ли не на первый план выходит именно необходимость качественного изменения требований учителя к себе!- Согласитесь, престиж во многом зависит от зарплаты…- С переходом на отраслевую систему труда и нормативно-подушевое финансирование она у большинства педагогов Тюмени стала выше. И что очень важно – молодые педагоги стали получать практически столько же, сколько опытные педагоги. Кстати, в этом учебном году в среднее образование города Тюмени пришли 105 молодых специалистов. Это в два раза больше, чем в прошлом году. И тем не менее школе не хватает молодых, интересных, творческих педагогов. Поэтому к Году учителя у нас в муниципалитете родился проект, связанный с привлечением в среднее образование молодых специалистов. Решили начать с пилотной группы в 30 человек, их мы отбирали совместно с вузами из числа лучших выпускников. Этим молодым педагогам мы постарались обеспечить максимально возможный уровень зарплаты, дали подъемные, нуждающимся выделили служебное жилье. Надеемся, что эти ребята потянут за собой и остальных. Так начнет формироваться будущий кадровый корпус руководителей общеобразовательных учреждений нашего города. – Павел Владимирович, одна из наиболее острых проблем нынешнего времени – нехватка мест в детских садах. Как вы решаете ее у себя в городе?- Благодаря рациональному использованию имеющихся площадей в детских садах нам удалось несколько смягчить эту проблему. В период, когда детей было мало, многие ДОУ в освободившихся помещениях оборудовали музеи, театральные студии… Это, разумеется, все хорошо, но сегодня это непозволительная роскошь, тем более что театральные занятия можно проводить в музыкальном зале, все зависит от профессионализма воспитателей. Очередь из 10 тысяч малышей снизилась до 6-7 тысяч. Кроме того, мы всерьез намерены развивать негосударственный сектор в дошкольном образовании, сейчас идет активное развитие сети частных развивающих центров. С 2008 года предоставляются субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, оказывающим услуги по содержанию детей дошкольного возраста. Уже сегодня у нас 23 частных сада, которые посещают 1200 детей. Некоторые из них работают в режиме кратковременного пребывания, оказывают различные образовательные услуги, к примеру, подготовку ребенка к школе, занятия с психологом или логопедом. И, разумеется, будут строиться новые детские сады.- Сейчас, какой, на ваш взгляд, должна быть наша новая школа?- Она в первую очередь должна формировать образ высококультурного, духовно развитого человека, готового к жизни в современном обществе. Если же конкретно говорить о реализации президентской инициативы «Наша новая школа», то мы, уделяя серьезное внимание каждому из заявленных направлений, одним из важнейших приоритетов считаем работу с одаренными детьми. У нас разработана долгосрочная программа «Одаренные дети», созданы «Малая академия» и летняя школа одаренного ребенка. Чтобы поддержать ребят, проявивших свои таланты в социально-гуманитарной сфере знаний, в качестве поощрения мы организовали две образовательные поездки в Санкт-Петербург (в 2009 и 2010 годах). В ноябре этого года планируется поездка в Новосибирск для одаренных детей, имеющих высокие результаты по естественно-научному направлению их интеллектуальной деятельности.- Павел Владимирович, мы беседуем с вами накануне Дня учителя, когда будет назван абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2010»… – Победители городского конкурса «Учитель года» занимают призовые места на областных и российских конкурсах «Учитель года». Уже три года педагоги общеобразовательных учреждений Тюмени входят в число 15 лучших учителей России на конкурсе «Учитель года». Кроме того, в рамках Года учителя впервые в городе проведен межведомственный конкурс «Учитель года» по трем номинациям: «Учитель года», «Воспитатель года» и «Педагог дополнительного образования». Новое в работеВ 2010 году реализуется городской проект «Год чтения». Его цель – поддержка интереса к чтению книг, содействие развитию читательской грамотности. СтатфактВ Тюмени функционируют 94 школы, в которых обучаются 60440 детей, среди них 7,3 тысячи первоклассников и около 3,5 тысячи учащихся 10-х классов.Услуги дошкольного образования оказывают 157 учреждений.Охват детей дошкольным образованием в возрасте от 3 до 7 лет – 84,5 процента, в возрасте от 5 до 7 лет – 95 процентов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте