В Университете Российской академии образования состоялся «круглый стол» на тему «Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска».
Статфакт 5 миллионов молодых россиян в возрасте 12-23 лет пробовали наркотики. По уровню жизни Россия занимает сегодня 102-е место в мире.
«Мы часто говорим о здоровье, но помимо здоровья физического есть еще и понятие духовного здоровья», – начал обсуждение президент РАО Николай Никандров. Этот тезис развил председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов: «Законодательство предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, нам не пришлось бы сегодня обсуждать проблемы семей и детей группы риска». Шудегов прав: как можно обеспечить ребенку счастливое детство, если он воспитывается в неполной семье и его мать получает пособие в размере 6 процентов от прожиточного минимума. Семьи вынуждены в буквальном смысле слова биться за существование, не имея шансов создать ребенку необходимые условия для воспитания и обучения. По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу – это те, кто составляет группу риска. Проблема неравного доступа к образованию, по мнению Шудегова, будет все более обостряться, ведь после передачи учреждений начального и среднего профобразования с федерального на региональный уровень происходит сокращение их числа, а значит, и уменьшение шансов получить образование детям из неблагополучных семей.
Не в лучшем положении оказались после принятия 122-го закона и студенты из малообеспеченных семей – при низкой стипендии они лишились многих льгот. Бедность загоняет людей в группу риска – это мнение первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина. Олег Николаевич считает, что в России произошла и продолжается социально-нравственная катастрофа.
«Любая революция разрушает прежнюю систему норм и ценностей, а в результате новейшей российской революции произошел разрыв с ценностями не только советской, но и более глубокой российской цивилизации. Более половины современных старшеклассников не уверены, что хотели бы быть гражданами России. А мы прекрасно понимаем, что, если у человека нет твердой системы ценностей, он автоматически относится к группе риска». Одним из вариантов выхода из этой сложной ситуации Смолин считает усиление социальной педагогической работы. В Московской области такая работа ведется успешно. Можно сказать, что Лидия Антонова стала министром образования и науки Московской области в том числе и потому, что сумела в свое время выстроить реально работающую, эффективную муниципальную систему снижения социальных рисков детства в Люберецком районе Подмосковья. В частности, были возвращены в семьи 18 процентов детей, пап и мам которых лишили родительских прав.
Антонова убеждена, что задачу снижения степени социальных рисков детства можно решить только комплексно. В Подмосковье, например, сегодня реализуется модель регионального управления социально-педагогической системой поддержки детей группы риска. За последние годы изданы восемь региональных законов по работе с детьми-сиротами (об органах опеки и попечительства, патронаже, приемной семье), сохранена система начального и среднего профессионального образования, создаются классы для детей-мигрантов, внедряются программы толерантности, работает специальная психологическая служба, разрабатываются основы ювенального суда. В результате число рецидивных преступлений подростков сократилось на 26 процентов, доля тяжких преступлений среди подростков – на 6 процентов, а участие несовершеннолетних в общем количестве преступлений снизилось на 2 процента. Кому-то покажется, что это не очень высокие показатели, однако для региона с большим миграционным потоком они весьма значительны, поскольку за ними – действительно серьезная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В качестве примера можно привести профилактическую работу в Чеховском районе Московской области, о которой весьма подробно рассказала участникам «круглого стола» начальник районного Управления образования Елена Толмачева. Во всех образовательных учреждениях здесь введены должности социальных педагогов, работают классы выравнивания, компенсирующего обучения и социальной поддержки, а также советы профилактики безнадзорности и правонарушений. Особое внимание уделяется семьям группы риска, имеющим детей, которые находятся под постоянным контролем социальных педагогов от момента рождения до совершеннолетия. «В систему социально-педагогической поддержки, – рассказывает Елена Николаевна, – входят 6 учреждений дополнительного образования, в которых более 6000 ребят могут бесплатно заниматься в спортивных, технических, краеведческих и других кружках, секциях, объединениях. 11 лет работает Центр социально-трудовой адаптации и профориентации, где более 250 подростков получают среднее образование в вечерней школе и обучаются профессиям. Социально-педагогическую и коррекционно-диагностическую работу ведет Центр психолого-медико-социального сопровождения. Неотъемлемой частью социально-педагогической работы стали две школы-интерната, муниципальный детский дом, группа интернатного типа для детей дошкольного возраста при детском образовательном учреждении №465, а также социальный приют для детей и подростков при чеховском районном Управлении социальной защиты населения.
Директор Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Сергей Апатенко напомнил участникам «круглого стола» о том, как важно вести профилактическую работу с семьями и детьми группы риска, развивать семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Академик РАО, народный художник России Борис Неменский, отдав должное всем тем мероприятиям, которые проводит система образования, вернул всех к словам президента РАО Николая Никандрова о духовном здоровье: «Мы постоянно забываем, что здоровье человека – это здоровье его духа, мироотношение, понимание им природы, окружающих людей». Мироотношение, по мнению академика, не строится только на научных понятиях, а во многом выстраивается миром искусства. Но в системе образования эта сфера почти не присутствует. Неменский напомнил, что в развитых странах Европы и Азии искусство в школе преподается по 6 часов в неделю, потому что без искусства не может быть ни духовной, ни экономической культуры. Борис Михайлович не претендовал на то, что эта важная тема будет обсуждаться в рамках нынешнего «круглого стола», но высказал надежду на то, что такой разговор должен состояться.
Своеобразный итог дискуссии подвел доктор психологических наук, профессор МГУ Александр Асмолов: «Думаю, что если мы объединимся, то найдем шанс выкарабкаться из кризиса, сможем отодвинуть беду, которая не просто стучится в наши двери, но и уже вошла в наши квартиры, в наши дома, в наше общество».
Комментарии