Квест «Партизанский отряд» длиной почти две недели с головой окунул ребят из 6-8‑х классов в события Великой Отечественной войны. Это была потрясающая возможность прикоснуться к атмосфере и эмоционально прочувствовать эпоху.
Ученики, которые ранее узнавали факты о военном времени из учебников, получили возможность стать реальными персонажами: разведчиками, стрелками, медсестрами и тайными агентами. Некоторые даже углубились в чтение мемуаров, чтобы понять и перенять характер личностей.
Более 40 лет в нашей школе работает музей боевой славы защитников Отечества, который является важнейшей частью воспитательной работы. Учитывая современные тенденции в образовательно-воспитательном процессе, мы разработали игру для детей, в основе которой заложена военно-историческая тематика, а также реализуется метапредметность. Участники могли интегрировать и применить знания профильных для них областей. В игре объединены такие предметы, как история, военное дело, география, математика, информатика, биология, химия, физика и ОБЖ.
В течение недели перед самой игрой, «связные» (учителя-предметники) проводили с участниками теоретические занятия по полевой медицине, выживанию в лесу и дешифровке сообщений. В то же время педагоги подбирали материал и готовили тематическое и техническое оснащение локаций. В результате за отведенное время команда должна была ответить на вопросы, выполнить задания, посетить все объекты, распределить собственные силы и заполнить оставленные пробелы. Поиграем?
Для ориентирования участники получили секретную маршрутную карту. Названия контрольных точек («Архив», «Болото», «Шифровальня», «Пункт связи») призваны были навести на тематику заданий и совпадали с реальным расположением этапов на территории школы. Например, на соседних станциях «Граница» и «Медпункт» нужно было распределиться по специальностям. Пока под присмотром медработника одна группа оказывала первую помощь «раненому» на поле боя товарищу, другая поражала цели, подготовленные инструктором в тире. Естественно, были желающие пройти эти этапы повторно, чтобы сменить роли в команде!
На станции «Болото» ребята с особым интересом фильтровали с помощью травы, угля и песка загрязненную воду, взятую из лужи. В «Пункте связи» необходимо было собрать электрическую цепь, передать сообщение с помощью азбуки Морзе и дешифровать его, используя световые сигналы.
За выполненные задания команда получала фрагменты текста, которые нужно было собрать в официальный документ «Акт о капитуляции Германии» и передать в штаб командованию, которое состояло из кураторов проекта.
Также на каждом этапе была возможность проявить себя в личном зачете: выполнить норматив быстрее всех, применить знания из дополнительных источников, найти нестандартный выход из игровой ситуации. Как вариант – звездочку за вклад в общее дело или получить повышение в звании за особые заслуги!
Полное погружение участников в событие достигается не только в процессе игры, но и за счет подготовки к ней: в игровой форме ребята, ожидая «боевое задание», читают воспоминания ветеранов, пробуют составлять шифровки друг для друга, в процессе общения со «связными» изучают теорию в различных предметных областях. Кроме того, в ходе подготовки к игре команда участников посетила лаборатории Школы старшеклассников, городские технопарки и другие площадки.
Отличный результат также невозможен без изучения материалов школьного музея боевой славы, истории своей семьи, посещения других городских музеев и исторических мест.
Разработанная нами игра может являться неким шаблоном. В нее заложена возможность трансформирования и адаптации к различным предметным областям, возрасту участников, уровень их подготовки. А именно в игре могут комбинироваться другие предметы и дисциплины, объединяться в блоки или, наоборот, одну предметную область можно представить в нескольких этапах игры.
Методическая ценность данной игры в реализации событийного подхода, технологичное включение детей и взрослых в сферу практических действий, в том, что на основе событий педагоги оказывают воспитательно-образовательное воздействие на детей, влияя на их систему ценностей и транслируя новые знания.
Все участники успешно справились с заданием всех девяти этапов благодаря предварительной теоретической подготовке, командообразованию и улучшившимся навыкам коммуникации.
Дети оставались после уроков и обсуждали секретные пока для них этапы, общались за настольными играми, уходили домой новообразованными компаниями. Педагоги в свою очередь подогревали интерес, предлагая новые задания!
Патриотическое воспитание было и остается важнейшим компонентом образовательного процесса в школе и направлено на формирование полноценно развитой личности с прочной гражданской позицией, ориентированной на духовно-нравственные ценности родной страны, со знанием и пониманием ее истории.
В интервью участников, которое они дали школьным журналистам по завершении игры, отразился искренний интерес к идее образовательных событий, объединяющих в себе несколько предметов.
У нас как организаторов осталось приятное впечатление после наблюдения за увлеченными учениками, открывающими для себя старые формы обучения по-новому. Ведь они привыкли получать информацию из уст учителей и из учебников, а получили возможность буквально творить историю своими руками!
Ксения СИЛИВАНОВА, директор школы №17;
Михаил НЕВЕЖИН, Павел ГУРЬЕВ, учителя математики школы №17;
Зулумян ЛУСИНЕ, педагог-организатор школы №17
Комментарии