search
main
0

Парень из нашего города

чСовсем недавно исполнилось 70 лет с актерского дебюта перед широкой зрительской аудиторией замечательного мастера, с чьих киногероев «делали жизнь» несколько поколений наших соотечественников. Он был самым снимаемым актером советского кино и еще при жизни стал легендой отечественного экрана. Когда однажды на встрече со студентами Литературного института имени А.М. Горького я задал ему вопрос, насколько трудно актеру сниматься в самых разных жанрах, Николай Крючков, не задумываясь, ответил: чего, мол, трудного, надо жить в кино, вот и все.

И он не рисовался. Крючков действительно жил в кино. Достаточно вспомнить его замечательную актерскую работу в фильме «Трактористы». Николай Афанасьевич и трактор водил, и на мотоцикле гонял, и за рулем автомобиля чувствовал себя уверенно, как уверенно владел баяном и отплясывал с замысловатыми коленцами лихой танец. Все делал сам, без всяких репетиций, с ходу. И все профессионально, органично.

После того как лихой Клим Ярко спел в «Трактористах» про экипаж машины боевой, вся страна запела песню о трех веселых друзьях-танкистах, а множество молодых парней рванули из городов в деревни работать на тракторах, чтобы потом служить танкистами.

Возможно, для юных читателей газеты эпоха, дыханием которой пронизано актерское творчество Николая Крючкова, – далекая история. Но ведь это еще и биография их дедов. Тех самых, кто отбросил захватчиков от стен Москвы и Сталинграда, крушил фашистские «королевские тиры» и «пантеры» на Курской дуге и штурмовал Берлин. И, ей Богу, им стоит познакомиться с «Трактористами» и «Парнем из нашего города», чтобы задуматься об истоках несгибаемого мужества и подвига легендарного поколения солдат Великой Победы…

Фильм «Трактористы», как известно, вышел на экраны в 1939 г., когда дыхание войны, начатой Гитлером в Европе, уже чувствовалось «от Москвы до самых до окраин», во время высокого патриотического подъема в стране. Люди понимали, что рано или поздно грозовые раскаты мировой войны докатятся до наших границ. И всем миром готовились встретить врага. Фильм попал в самую точку общественных настроений того времени. Его оценили и зрители, и руководство страны. Создатели ленты, в том числе и Николай Крючков, были удостоены высшей премии Советского Союза. Где бы ни шел этот фильм, зрители узнавали в Крючкове своего земляка и до хрипоты спорили, что такой парень мог родиться и вырасти только в их родном городе…

А родился и рос он в семье московского грузчика и ткачихи. Его трудовая биография началась с детских лет. Не боялся никакой работы, смело, целеустремленно, пытливо брался за любое дело, которое ему поручали, и обязательно добивался результата. Не боялся и улицы. Она его тоже многому учила. Славу дворового хулигана нередко использовал для защиты слабых, за что его не раз пытались бить закоренелые беспризорники. Но Коля Крючков не пошел у них на поводу.

Окончив ФЗУ (фабрично-заводское училище) на «Трехгорной мануфактуре», получил профессию гравера-накатчика, и сразу ему был присвоен высший разряд, который обеспечивал ему весьма хорошую зарплату. Благодаря своим заработкам кормил всю семью. Мать мечтала, что Коле по плечу и инженером стать. По тем временам это была самая престижная в фабричной среде профессия. А Коля взял да и поступил в студию при Театре рабочей молодежи. Страсть к лицедейству появилась, когда активно участвовал в художественной самодеятельности на «Трехгорке». Схватывая все на лету, он быстро научился и петь, и плясать, и на гармошке играть.

Все, кто когда-нибудь видел Крючкова на съемочной площадке, утверждают, что так органично вписываться в предлагаемые сценаристом и режиссером обстоятельства в нашем кинематографе умел только Николай Крючков. Он жил доверенной ему ролью от прочтения сценария до премьеры фильма.

Один из режиссеров киностудии имени М. Горького однажды рассказал мне, как Крючков заявился в 1933 г. на премьерный показ фильма «Окраина» в кинотеатре «Ударник». Контроль при входе в зал был чрезвычайно строгий, потому как фильм смотреть пришло много иностранцев. И вдруг шум, гам, свалка. В зал прорывается оборванный, с торчащими во все стороны волосами юноша. Ну кто мог подумать, что это и есть главный герой фильма Санька-сапожник? Молодого актера Николая Крючкова тогда еще никто из публики не знал. Зато после «Трактористов» в стране трудно было найти человека, который не улыбнулся бы, увидев на экране такое знакомое, почти родное лицо.

Фильмы с его участием выходили один за другим. Роли, естественно, героические. Фильм «Свинарка и пастух» для многих почитателей таланта Крючкова стал шоком. Ну как же: замечательный, всенародно любимый герой-танкист и вдруг этот шалопай – счетовод Кузьма?! У Крючкова после премьеры фильма был весьма неприятный и трудный разговор с Василием Сталиным. Сын «самого» упрекнул актера в опрометчивом выборе роли, который, дескать, принижает значение защитника Родины. Но Крючков сумел убедить военного летчика Сталина, что для грядущей Победы такие фильмы нужны нашему народу не меньше, чем героические. Хотя уже шла страшная война, но и жизнь-то продолжалась…

Кстати, в самые первые дни Великой Отечественной войны Николай Крючков несколько раз настойчиво обращался в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Требовал, скандалил. Его вызвали в Кремль и «очень убедительно попросили» прекратить хождения по военкоматам. И стало ясно, что случится, если он не выполнит «убедительные просьбы»… Тогда он собрал команду из уличных мальчишек и организовал с ними специальный отряд, который дежурил в подъездах, на крышах домов. Ребятам, которые тушили «зажигалки», известный на всю страну актер платил из собственного кармана.

Именно в те самые трудные военные годы он очень много снимался в фильмах, которые работали на Победу. «Фронт» по сценарию Корнейчука, «Антоша Рыбкин», «Парень из нашего города»… Экранизация по пьесе Константина Симонова шла напряженно и радостно, потому что в картине все было узнаваемо. И Крючков снова стал своим парнем для всех городов, которые отправляли на фронт своих сыновей.

События жизни мистически пересекались с судьбами актеров, занятых в съемках. На экране героиня фильма Варя белугой ревет, узнав в одном из тяжелораненых своего любимого. Играя ту сцену, исполнительница этой роли Лидия Смирнова еще не знала, что именно в те дни на фронте погиб ее муж… Николай Крючков во время съемок едва не умер от истощения. Упал на съемочной площадке в тяжелый обморок, из которого его выводили врачи в военном госпитале.

«Парень из нашего города» десятилетиями не сходил с экрана и стал любимым фильмом нескольких поколений наших соотечественников. Настолько проникновенно, искренне играл Крючков. И случалось, что сыгранная им роль накладывала отпечаток на его собственную судьбу. Он даже влюблялся в киношных героинь – партнерш по актерскому цеху.

И вот исполнилось 70 лет с начала актерской деятельности народного артиста Советского Союза Николая Крючкова. В 1933 г. он впервые предстал на экране перед многомиллионной зрительской аудиторией нашей страны в фильме «Окраина». И не уходил с него все последующие годы…

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте