search
main
0

Парадоксы глобализации. Общество оболванивания или обучающееся общество?

В Москве 20-21 марта прошла Всероссийская конференция «Образование в век глобализации», одним из организаторов которой выступила городская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ. В работе конференции приняли участие руководители, преподаватели, научные сотрудники свыше 40 вузов, представители общественных организаций и образовательных учреждений Москвы и регионов России, депутаты городской и Государственной Думы РФ.

«Добрый день, уважаемые коллеги!» – приветствовала собравшихся заместитель председателя МГО профсоюза Е.А. Черепанова. И тут же заметила, что вряд ли можно назвать добрым день начала американской военной агрессии против Ирака. В своем выступлении профсоюзный лидер подчеркнула роль государства в сохранении и развитии системы образования, отметив при этом, что сегодня оно явно не справляется с этой ролью. Свидетельство тому – акции протеста работников образования и студентов против снижения уровня социальных гарантий. Сегодня профсоюз волнует приближающееся вступление России во Всемирную торговую организацию, которое может еще больше усугубить ситуацию в образовании, чревато его коммерциализацией.

Большой интерес вызвало выступление президента Центра изучения истории глобализации Н.Н. Савельева. Исследованием феномена глобализации, в первую очередь мировой валютной системы, места России в этом процессе Николай Николаевич и его коллеги занялись вплотную после финансового кризиса 1998 года. Ими реализуется международный проект – Музей истории глобализации и гражданского общества. Создан международный молодежный клуб «История без границ». Члены клуба – предприниматели, студенты, специалисты и преподаватели. В этом проекте участвует Московская городская организация профсоюза. На базе Государственного Исторического музея работает бесплатный лекторий. Клуб предоставляет возможность безвозмездно пользоваться уникальными базами данных и методиками анализа современного мирового развития, а также информационным фондом о развитии российского законодательства. Заседания московского отделения клуба проводятся два-три раза в месяц на базе Учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов.

И.И. Соковня, член Союза писателей России, обратилась к участникам конференции с призывом привлечь студентов, преподавателей к работе с подростками. «Самостийные» объединения молодых нуждаются в организаторах, требуют грамотного подхода, которым, по мнению Ирины Ильиничны, не владеют даже многие школьные учителя. А это выливается в подростковую агрессию или, наоборот, апатию, что является благодатной почвой для всякого рода экстремистских сект и им подобных структур.

Общая и высшая школа должна воспитывать молодежь в духе толерантности, добрососедства, убежден представитель правительства Москвы Э.И. Коман. Столица, где проживают граждане 121 национальности, уделяет межэтническим отношениям большое внимание. Так, например, подготовлен двухтомник «Народоведение», обсуждается вопрос о введении специального учебного курса, факультативов.

Профессор Университета Российской академии образования В.Г. Ларионов считает необходимым в условиях глобализации усилить воспитательную работу, больше внимания в учебном процессе уделять таким дисциплинам, как менеджмент, новые информационные технологии, иностранные языки, мировая экономика, таможенное дело и др.

Генеральная линия развития гражданского общества в эпоху глобализации, по мнению ректора Международного института социальных наук Э.Р. Григорьяна, – солидаризм. Это особенно важно в условиях обострения конкуренции, в том числе в образовательной сфере. Образование должно способствовать не усилению противоречий, а сближению позиций, согласованию спорных вопросов. Вот признак зрелого общества. В этом смысле бескомпромиссность г-на Буша в отношении Ирака по меньшей мере отдает подростковым максимализмом. Солидаризм предполагает воспитание граждан в духе сбалансированности взаимных интересов, принятия равновесных решений. А воспитание в свою очередь должно базироваться на объективности информации, позиции педагога. По мнению Григорьяна, большим просчетом советской школы воспитания было то, что «говорили одно, думали (да и действовали) совсем по-другому».

«Одно из следствий глобализации, – считает профессор Григорьян, – уменьшение роли государственных институтов в жизни общества и страны. Возник парадокс: именно в то время, когда население больше всего нуждается в поддержке государства, оно самоустраняется от роли помощника и гаранта прав. Логично, что взоры людей обращаются к такому общественному институту, как профсоюзы. Свою задачу профсоюзы видят не в прямой финансовой поддержке или трудоустройстве, а в помощи населению по адаптации к новым, более жестким социально-экономическим условиям. В этой помощи ключевую роль играет образование и просветительство – для всех уровней и возрастов, для всех слоев и профессиональных категорий.

Необходимо ориентировать население на обучение в течение всей жизни, поскольку в условиях быстрых технологических сдвигов нельзя точно спрогнозировать структуру спроса на специалистов в будущем. Главный лозунг – «Обучающееся общество».

«Российское образование, – считает представитель клуба «Глобализация и мир» В.А. Литвиненко, – находится в глубочайшем кризисе. Это кризис общества вообще». Государство как таковое все больше утрачивает свои функции. «Мы, Россия, сегодня «третья страна» с разваливающейся экономикой. Отсюда и политика нашего государства в отношении таких отраслей, как наука, образование, медицина, полиция. Наша цена – 100 долларов в месяц, то есть мы не нужны нашему правительству. Образование и другие сферы пока живы только потому, что еще «не съедены» остатки прежней системы. Должна быть выстроена новая система, базирующаяся на традиционных ценностях, и задача образования – участие в проекте развития нашего общества».

Власть не хочет выполнять свои функции, согласен с выступающими доктор наук Л.Я. Аверьянов. Тем не менее «мы добились главного – некоторой самостоятельности в решении ряда задач и, в частности, экономической свободы». Под свободой понимается возможность создания негосударственных образовательных организаций. Будущее, считает Аверьянов, за коммерческими вузами, которые ориентированы на потребности студентов. Хотя Минобразование уже пытается «опутать» и коммерческие вузы системой нормативных документов. А вот «если бы чиновников поставили в зависимость от потребителей – все было бы в порядке».

Человек живет на земле, чтобы созидать, утверждает доцент МГТУ им. Баумана О.Н. Мельников. Однако вектор развития современных высоких технологий, по его мнению, направлен в противоположную сторону – на разрушение. Виной тому то, что «бездуховность перехлестнула через край, разъединила нации». И заинтересованные в этом силы, используя коммуникационные каналы, оболванивают человечество. Чтобы это не привело к необратимым последствиям, необходимо образование. Будущее за теми, кто учит и учится. И не важно, государственная форма у образовательной организации или коммерческая. Главное – сохранить высокий уровень образования. Причем образования общенародного.

Участники конференции приняли Декларацию, в которой, в частности, говорится: «Образование призвано стать гарантом благополучия и развития общества, высокого престижа России на мировой арене. Профсоюз, педагогическое сообщество, все прогрессивные силы России не устают повторять: российская школа, российский педагог должны стать главным приоритетом государственной политики».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте