search
main
Топ 10
Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Десять медицинских классов открылись в Новгородской области Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Школам Комсомольска-на-Амуре пригрозили отключить отопление и электричество В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Совет учителей-блогеров предложил свои идеи к Году педагога и наставника Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия
0

Папа ругает – спина горбится

Заболевания опорно-двигательного аппарата традиционно занимают одно из первых мест в структуре патологии детей и подростков школьного возраста. От 65 до 72 процентов российских детей страдают нарушением осанки. Несмотря на то что большое внимание уделяется профилактике и коррекции нарушений осанки у детей и подростков, проблема не становится менее актуальной. Мы считаем, что решить ее сможет междисциплинарный подход.

Дети, имеющие нарушения осанки, выше своих сверстников в среднем на два сантиметра. При высоком росте эти дети обладают повышенной гибкостью на фоне сниженной способности координировать свои движения. Это сочетание подтверждает предположение о том, что нарушение осанки с биомеханической точки зрения – форма сохранения равновесия.

Задержка развития мышц плечевого пояса и брюшного пресса характерна для всех детей независимо от формы осанки, что указывает на высокий риск нарушения осанки у всей популяции школьников.

С искривлением позвоночника во фронтальной плоскости связано двустороннее плоскостопие.

Однако осанка – показатель в том числе и психических особенностей человека. В нашем исследовании обнаружена связь между нарушениями осанки и ситуацией в семье, где воспитывается ребенок. С точки зрения школьников, имеющих нарушения осанки, семейная среда враждебна, отцы не проявляют к ним интереса, а матери непоследовательны в своих требованиях. Подростки постоянно находятся в состоянии тревожного ожидания низкой оценки их деятельности и наказания родительским отвержением. Как следствие – повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности. Отсутствие позитивного интереса со стороны отца дополнительно повышает уровень тревожности ребенка. Еще два фактора риска – неполная семья и высшее образование матери.

Дети с нарушениями осанки имеют более высокий уровень личностной тревожности по самооценочной и межличностной шкалам. Причем результаты исследования эмоционально-личностных особенностей школьников с нарушениями осанки подтвердили, что «виновата» в этом именно семья, так как уровень тревожности в отношениях с учителями у них достоверно ниже, чем у здоровых сверстников.

Отношения в семье влияют на уровень агрессивности. Дети, имеющие нарушения осанки и воспитывающиеся во враждебной атмосфере, обладают пониженным уровнем агрессивности и негативизма по сравнению со здоровыми сверстниками.

Общая самооценка младших школьников с нарушением осанки не отличается от таковой у здоровых сверстников, более того, они достоверно выше оценивают себя практически по всем шкалам. Исключение составляет шкала «Здоровье», по которой показатели ниже, но не достоверны. Начиная с 7-го класса самооценка детей с нарушениями осанки не имеет достоверных отличий от популяционной, тем не менее во всех возрастах сохраняется тенденция к ее завышению.

Сопоставление самооценки по шкале «Ум» и реального уровня развития вербально-логического мышления у школьников с нарушениями осанки указывает на неадекватность их более высокой самооценки. Видимо, завышаемая самооценка – компенсаторный механизм, помогающий справиться с враждебным домашним окружением и повышенной тревожностью.

Таким образом, рассмотрение проблемы нарушения осанки с междисциплинарных позиций позволяет понять причины неэффективности современных мер профилактики и коррекции. Не умаляя значимости биологических факторов риска нарушения осанки, мы должны больше внимания уделять биомеханическим и психологическим проблемам, формирующим привычную позу ребенка.

Владимир МАЛИН, директор московской средней школы №335; Светлана КУЗНЕЦОВА, ответственная за экспериментальную работу

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте