Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Связь времен

Памяти Ольги Лепешинской

Невозможно направить ветер, но можно настроить паруса
УГ - Москва, №40 от 5 октября 2021. Читать номер
Автор:

Ей было бы 105. Ольга Лепешинская не педагог, балерина, но для многих она учитель. Для тех балетных девочек, которые влюблялись в нее и пытались подражать в танце, для бойцов, к которым она приезжала на фронт, вдохновляя их на отвагу, для энтузиастов, создающих хореографические школы, им она нередко помогала в этом при жизни.

Вот и детская хореографическая школа «Фуэте» в Зеленограде появилась в 1992 году при активной поддержке народной артистки СССР. В основу работы школы легла идея о целостном физическом и эстетическом воспитании детей посредством танца и музыки в комфортной личностно ориентированной среде. Главной особенностью образовательной организации стала непосредственная связь учебного процесса с авторскими работами современных хореографов-постановщиков.

«Фуэте» повезло – Лепешинская буквально до последнего дня своей жизни курировала и поддерживала хореографическую школу. Педагоги и воспитанники часто приезжали к Ольге Васильевне со своими вопросами, делились замыслами и спрашивали совета, двери ее дома всегда были открыты для них. Просматривая видеозаписи уроков по всем предметам, она давала методические рекомендации, делала замечания. Их обсуждали и в результате корректировали образовательные программы, вместе с примой прошлого сегодняшние корифеи танца строили планы на будущее. Экспертное мнение Лепешинской заставляло школу постоянно стремиться к все более и более высокой планке.

Сейчас ее уже нет с нами. Последние дни замечательной балерины, увы, были омрачены обманом мошенников. Впрочем, к сожалению, такие истории со знаменитостями не редки… Память хранит только хорошее – ее обаяние, внимание к людям и грациозность, которую годы не смогли истребить.

Лепешинская родилась в дворянской семье, а была преданной комсомолкой, танцевала не только на сцене, но и в грязи на фронте перед солдатами, пережила арест второго мужа, ослепла после смерти третьего, считалась любовницей Сталина…

В детстве Ольга была непоседой и любила танцевать, но становиться балериной не собиралась. Она хотела, как папа – инженер, строить мосты и первой проезжать по ним на поезде, чтобы доказать: все расчеты верны, конструкция надежна. Танцовщицей дочку видела только мать, а вот ее муж относился к идее жены скептически. «Все будут говорить, что у Лепешинских две дочери: одна умная, другая балерина», – бурчал он.

Судьбу девочки, как ни странно, решил Ленин. С ним не только дружил, но и жил в одном доме дядя Ольги Пантелеймон Лепешинский. Как-то Мария, зайдя к Владимиру Ильичу в гости, начала говорить об увлечении дочери и об отношении супруга к балету. Ленин ответил, что каждая профессия, если заниматься ею трудолюбиво и дисциплинированно, хороша, и не имеет значения, будет Ольга проектировать мосты или выступать на сцене. После этого мать отвела девочку в балетную школу.

Еще до окончания балетного училища она выступала в Большом театре: в 10 лет в прологе оперы «Снегурочка» Ольга танцевала одну из пичужек, приветствующих весну, а в 16 уже исполняла партию Феи Драже в балете «Щелкунчик».

Окончив Московское хореографическое училище, Лепешинская стала солисткой Большого театра, минуя кордебалет. Это было неслыханно, обычно выпускницам предстояли годы исполнения второстепенных ролей. Однако уже в 1933‑м Ольга Лепешинская танцевала главную партию в «Тщетной предосторожности». В 1935‑м ей доверили дублировать прославленную Суламифь Мессерер в «Трех толстяках», и роль Суок сделала Лепешинскую знаменитой.

Следующий год закрепил триумф: в 1936‑м Ольга танцевала принцессу Аврору в новой постановке «Спящей красавицы», и это несмотря на то что внешность Лепешинской не подходила для роли. Однако индивидуальность балерины и ее живой характер сделали свое дело. «В искусстве Лепешинской всегда подкупают неизбывная молодость и бойкое, деятельное жизнелюбие», – писали в газетах.

В 1938 году Ольга исполнила роль Полины в балете «Кавказский пленник» по поэме Пушкина, затем последовала партия Маши в «Щелкунчике». А дальше Лепешинскую ждала мечта каждой балерины – партия Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», да еще и с блестящим танцором Асафом Мессерером.

И вот тут Ольга совершила беспрецедентный поступок: несколько раз выйдя в этой роли на сцену, она от нее… отказалась. Объяснила это Лепешинская тем, что не находит в себе качеств, которые позволяют слиться с образами Одетты-Одиллии, и поэтому исполнение не будет идеальным, а работать в полноги она не желает.

В 1941 году, когда Ольге исполнилось 25 лет, она получила Сталинскую премию I степени за выдающиеся заслуги в области балетного искусства. Балерина принимала участие в кремлевских концертах, и сам вождь народов любил посещать Большой театр, когда в спектакле была задействована Лепешинская. За веселый нрав и виртуозные прыжки Сталин называл ее стрекозой.

Ольга вместе с артистами провожала эшелоны с солдатами, отправлявшимися на войну. И как-то во время пламенной речи девушка услышала от одного из бойцов: «Слушай, товарищ Лепешинская, ты бы лучше станцевала». Тут она поняла: надо помогать, делая то, что умеешь. Ее первое «военное» выступление состоялось прямо там, на перроне. Выложилась Ольга больше, чем в любом балете, исполнив все, что вспомнила: русскую, казачка, цыганочку, лезгинку… Так Лепешинская стала одной из первых балерин, выступавших на фронте.

Где только не приходилось танцевать Ольге: на песке, на земле, на каменных плитах, едва ли не в луже мазута… Пуанты превращались в розовые тряпочки, хотя Ольга брала с собой по 12 пар. «Носок проваливался, а я его вытаскивала… От этого одна нога потом стала короче другой, появилось искривление позвоночника… Но, вы знаете, я была счастлива там, на фронте», – рассказывала потом балерина.

Ольга Васильевна преподавала и вела мастер-классы в десятках городов: Дрездене, Вене, Белграде, Гамбурге, Стокгольме, Берлине… С балетным педагогом Томом Шиллингом Лепешинская набирала труппу для берлинского театра «Комише опер» буквально на улицах. «Я ходила и отбирала ноги! Видела удачные ноги, хватала этого несчастного и тащила к нам!» – рассказывала она. Но любила она свою Москву. И своих москвичей, даря им вдохновение и радость танца.

Лариса ЛИХАЧЕВА

Фото Юрия ТРУБНИКОВА


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту