search
main
0

Палочка-выручалочка для реформатора. Болонским процессом хотят оправдать стремление минимизировать затраты государства

Сегодня многое происходящее в системе высшего образования реформаторы объясняют тем, что Россия вступила в Болонский процесс, а потому обязана подстраиваться под те требования, которые предъявляются к европейским вузам. Но так ли это? Об этом рассуждает заведующая отделом профессионального образования ЦК профсоюза Любовь ПОЛУБЯТКО.

– Конечно, нельзя утверждать, что вступление во Всемирную торговую организацию и в Болонский процесс ничего не изменит в российской системе высшего образования. Наша страна выйдет на конкурентный рынок образовательных услуг и должна будет изменить систему управления высшей школой, ввести систему диагностики и менеджмента качества обучения, заняться техническим переоснащением вузов, обеспечить их инвестиционную привлекательность, внедрить многоуровневую систему подготовки кадров (бакалавр, магистр, специалист), новые механизмы и модели финансирования, изменить форму собственности в тех случаях, когда это потребуется. Задач так много, что их невозможно перечислить, но главное – в условиях глобализации нам необходимо решить проблемы увеличения мобильности студентов и преподавателей, доступности высшего образования, признания эквивалентности дипломов.

Кардинально меняется не только содержание образования и система управления высшей школой. Меняется положение студента, а вместе с ним и система ценностей. Студент все в большей степени ориентируется на свои личные интересы, на личную карьеру. На первый план для него выходит задача удовлетворения материальных потребностей и даже выживания в условиях рынка. Студент теперь будет больше заниматься самостоятельной учебной работой, у него изменится аудиторная нагрузка, ему предстоит осваивать систему кредитов и зачетных единиц, дистанционные курсы обучения, в большем объеме изучать иностранные языки. Но при этом он еще в большей степени будет нуждаться в защите, которую ему сможет обеспечить только профсоюз. У профсоюзных организаций появляются такие новые задачи, как защита прав интеллектуальной собственности и авторских прав, государственной собственности вузов (зданий, земли, объектов соцкультбыта, жилья и так далее), сохранение демократических форм управления высшими учебными заведениями, числа бюджетных мест для студентов, профессорско-преподавательского состава. Все это очень сложные задачи. Но они решаются путем создания программ социальной защиты работников и студентов на всех уровнях, аттестации рабочих мест, участия в общественно-профессиональной аккредитации программ обучения и самих вузов, развития социального партнерства, стимулирования труда в условиях инновационной деятельности, участия в формировании эффективной системы управления собственностью, принятия мер по повышению социального статуса профессорско-преподавательского состава, его пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, улучшения жилищных условий и социального статуса студента, студенческой семьи, стипендиального обеспечения.

Сегодня нам часто говорят, что отечественная система высшего образования в мировом рейтинге занимает не очень высокое место, хотя МГУ в этом рейтинге занимает 2-ю строчку, СПбГУ – пятую, а в целом среди 74 лучших университетов лидируют 24 российских. Но по индексу развития человеческого потенциала (продолжительности жизни, образованности людей и доле ВВП на душу населения) Россия действительно далеко не лидер – с 30-го места в 1992 году она передвинулась на 62-е в 2005 году. Можно ли ожидать, что высшая школа будет при этом продвигаться на все более высокие места в мировых рейтингах? Одно то, что за последние 10 лет численность студентов выросла в 2,5 раза, а реальные расходы на высшее профессиональное образование практически остались прежними, не позволяет ответить на этот вопрос утвердительно.

Информация к сведению

В США на одного студента в год расходуется 17,5 тысяч долларов, в России этот показатель меньше в 10 и более раз.

Кадровый потенциал высшей школы сегодня находится в состоянии глубокого кризиса, что во многом связано с неадекватной оценкой и отсутствием действенного стимулирования педагогического труда. Уж если мы пытаемся копировать зарубежный опыт, то давайте скажем правду: средняя зарплата в системе высшего образования России составляет всего 8,5 тысяч рублей, а в США – 3-4 тысячи долларов. Профессия преподавателя вуза за рубежом престижна и хорошо оплачивается, у нас она просто не конкурентоспособна на рынке труда, молодежь не хочет преподавать в вузах.

Что бы там ни говорили об отечественной высшей школе, как бы ни критиковали ее работу бойкие реформаторы, Россия все еще входит в двадцатку стран, лидирующих в мире по сравнимым параметрам высшего образования. Весь вопрос в том, как долго она будет оставаться в числе лидеров. Ведь отечественная высшая школа сохраняет свой уровень исключительно за счет работы старых кадров, за счет прежних заделов и наработок. Ежегодно 8-9 тысяч опытных вузовских преподавателей выбывают из состава работников по естественным причинам, а из талантливых выпускников и аспирантов становятся преподавателями всего 3-3,5 тысячи человек в год. Доля вновь принятых молодых преподавателей за последние 5 лет составила 16%, а ведь, как известно, научные и инновационные прорывы удаются лучше всего молодым людям в возрасте 30-40 лет. Проблема заключается не столько в нехватке кадров, сколько в их старении, в отсутствии механизма обновления кадрового потенциала вузов. Эта проблема еще больше усугубится после вступления России в ВТО, ведь после этого на российском рынке образовательных услуг появятся зарубежные учебные заведения и автоматически начнется отток абитуриентов из российских вузов, встанет вопрос о конкурентоспособности наших вузов, о защите интеллектуальной собственности.

За последние пять лет доля работников вузов в возрасте более 50 лет возросла на 26% и составляет 54%. 57% профессоров государственных вузов старше 60 лет, средний возраст докторантов – 47 лет, аспирантов – 32 года.

По мнению специалистов, высшая школа в последние 15 лет живет за счет «проедания» материальных и интеллектуальных ресурсов, накопленных в прежние годы. Отчасти поэтому Министерство образования и науки и Рособразование взяли курс на омоложение ректорского корпуса. За год сменились 27 ректоров, на альтернативной основе переизбран 51, всего семи ректорам продлены полномочия, кроме того, создан институт президентов вузов. Эти меры оказались эффективными: в прошлом году 50% ректоров были старше 60 лет, сегодня – 38%. Но не может не тревожить их стремление к авторитарности в управлении вузами, возрастающее бесправие ученых советов, трудовых и студенческих коллективов, профсоюзных организаций, функции которых в основном сведены к функциям исключительно совещательных органов.

Преподаватели все чаще занимаются подработками в других организациях и учебных заведениях, в результате нет воспроизводства научных школ. Все меньше к научной деятельности привлекается молодежь, а старшее поколение отстает от научных достижений, о которых, к тому же, имеет мало информации, исчезает творческая атмосфера в трудовых коллективах.

За последние 10 лет доля преподавателей-исследователей в вузах сократилась с 38 до 16 процентов.

Только 40% вузов ведут активную научную работу.

Всего лишь 20% научных программ в высшем образовании базируются на собственных разработках.

Отсутствует механизм поощрения преподавателей за работу со студентами.

В вузах все чаще появляются существенные нарушения законодательства. Контрольно-ревизионная работа, проверки Федерального казначейства России позволили установить факты невыполнения законодательных требований по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности. Это серьезные нарушения, связанные с выплатой зарплаты и социальных стипендий, сдача общежитий в аренду, взимание со студентов платы за пересдачу экзаменов, защиту курсовых и дипломных работ, неоправданная разница в оплате труда ректора, главного бухгалтера и профессорско-преподавательского состава, строительство зданий на землях вуза без разрешения Росимущества и Рособразования, отзывы из отпусков без пересчета выплат, нецелевое использование бюджетных денег, перечисление остатков неиспользованных средств по зарплате и стипендиям на внебюджетные счета, выплата компенсаций на питание за счет зарплаты, отсутствие учета ценностей, приобретаемых за счет бюджетных и внебюджетных средств, отсутствие табелей по учету рабочего времени и многое другое.

В России нынче проходит процесс укрупнения вузов. На базе 8 учебных заведений созданы два вузовских центра – Сибирский и Южный федеральные университеты, открыты также две бизнес-школы – Московская школа управления «Сколково» и высшая школа менеджмента на базе Санкт-Петербургского университета. В этом учебном году будут созданы еще 140 интегрированных многоуровневых и укрупненных образовательных учреждений. Таким образом, сеть учебных заведений, подведомственных Рособразованию, сократится на 256 учреждений, в том числе еще на 56 вузов. Все это приведет к увеличению объемов платных услуг, к росту неналоговых доходов бюджета. Однако идеологи структурной перестройки считают другие плюсы. Они уверены, что при этом будет ликвидировано дублирование в подготовке кадров, более рациональным станет использование вузовской материально-технической базы, информационно-методического и кадрового потенциала высших учебных заведений.

В целом взят курс на оптимизацию сети образовательных учреждений – изменение ее структуры, состава, форм управления ОУ, установление новых межведомственных связей. В Концепции развития сети, принятой в 2007 году Рособразованием, реструктуризация образовательных учреждений общего и профессионального образования определена как одна из основных задач государственной политики. Концепция предусматривает изменение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с учетом потребностей отрасли в специалистах, создание модели многоуровневого образовательного учреждения профессионального образования и системы непрерывного образования при встраивании ее в Болонский процесс и соблюдении мировых тенденций развития высшей школы.

Уже приняты 22 распоряжения Правительства РФ о реорганизации 57 образовательных учреждений, подготовлены 24 проекта распоряжений о реорганизации еще 58.

Распоряжением Правительства РФ реорганизованы Марийский государственный университет и Марийский государственный педагогический институт имени Н.К.Крупской – институт включен как структурное подразделение в состав университета.

Все это сопровождается процессом регионализации и интеграции учреждений образования как по горизонтали (укрупнение учреждений одного уровня), так и по вертикали (интеграция учебных заведений различного уровня – ПТУ, ссузов, вузов, учреждений дополнительного образования). С федерального на региональный уровень переданы 2536 учреждений НПО и 191 учреждение СПО. В целом же сегодня можно говорить о скрытой ликвидации ссузов – в нынешнем году запланирована ликвидация 130 техникумов.

Чаще всего подобные действия объясняют тем, что Россия должна вписаться в Болонский процесс. Но на самом деле все происходящее связано с решением имущественных, финансовых и материально-технических проблем, стремлением минимизировать затраты государства, повысить эффективность использования бюджетных средств и собственности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте