Проектная работа демонстрирует передовой педагогический опыт организации проектной работы с обучающимися школы №1564 имени Героя Советского Союза А.П.Белобородова и представляет собой актуальный, ориентированный на практическую реализацию школьный проект.
Проект «Виртуальный музей. Ожившие полотна» – первый уникальный мультимедийный продукт в Москве, выполненный силами учащихся общеобразовательного учреждения. Виртуальный музей. Кому он нужен? Во- первых, старшеклассникам, так как через обучение и активную проектную деятельность учащиеся привлекаются к решению творческих, образовательных, социально-экономических задач.
Во-вторых, знакомство с творчеством художников прошлого никогда не потеряет своей актуальности. Этот музей будет интересен людям абсолютно всех возрастов: детей заинтересует красочная анимация картин, взрослых и пенсионеров порадует и вдохновит профессионализм выполненных работ. Виртуальный музей дает множество интересной информации о картинах великих художников, которую будет полезно узнать или вспомнить всем посетителям. Красочная классическая или современная музыка, индивидуально подобранная для сопровождения каждого произведения, звучит на протяжении всего показа картин и помогает углубиться в понимание шедевров мировой художественной культуры. Музей удобен и для людей с ограниченными возможностями здоровья, так как находится в шаговой доступности от дома и имеет комфортные условия для пребывания всех посетителей.
Необычный проект «Виртуальный (мультимедийный) музей» должен найти свое продолжение.

Организационные механизмы реализации проекта
Проект виртуального музея выполняется учениками художественно-технологического и социально-гуманитарной профильных групп (35 учеников) под руководством одного учителя (изобразительного искусства и черчения, компьютерных технологий в дизайне и мировой художественной культуры) в рамках «Индивидуального проекта» и внеурочной проектной деятельности на протяжении 2 лет. Каждая работа создавалась в течение 2‑3 месяцев. За два года кропотливой работы было создано 33 мини-проекта – мультимедийного представления работ известных художников, выполненных в Adobe Photoshop, Adobe After Effects, PowerPoint. В процессе находятся еще 20, поэтому работа над проектом продолжается.

Содержание виртуального музея «Ожившие полотна»
Серия 1. «Ожившие полотна. Русское искусство: от Левицкого до Юона». Продолжительность: 54 мин. 30 сек.
Дмитрий Левицкий – первый (по временной хронологии) русский художник, представленный в проекте; Константин Юон (по временной хронологии) русский художник, завершает серию проекта.
Художники: Дмитрий Левицкий, Павел Федотов, Алексей Венецианов, Иван Крамской, Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Илья Репин, Михаил Врубель, Борис Кустодиев, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Любовь Попова, Константин Юон.
Серия 2. «Ожившие полотна. Зарубежное искусство: от Босха до Дали». Продолжительность: 38 мин. 26 сек.
Иероним Босх – первый (по временной хронологии) зарубежный художник, представленный в проекте; Сальвадор Дали – последний (по временной хронологии) зарубежный художник, представленный в проекте.
Художники: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, Микеланджело Меризи да Караваджо, Анри Матисс, Винсент Виллем Ван Гог, Эжен Анри Поль Гоген, Альфонс Муха, Пит Мондриан, Сальвадор Дали.
Серия 3. «Ожившие полотна. Модернисты». Продолжительность: 25 мин. 58 сек.
Значительная часть художников, представленных в данной части проекта, мастера ХХ века.
Художники: Винсент Виллем Ван Гог, Анри Матисс, Эжен Анри Поль Гоген, Андре Дерен, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Любовь Попова, Сальвадор Дали, Пит Мондриан.

Выводы
1. Виртуальный музей открывает творчество художников с разных сторон, поскольку каждый автор проекта видит полотна мастера по-своему, а значит, можно каждый раз замечать что-то новое в творчестве уже знакомых художников. В этом и была основная суть проекта – научить нас, обычных учеников, не только создавать технические работы «почти музейного» уровня, но и научиться смотреть, вникать, видеть новое в творчестве художника.
2. Эффективность мультимедийной выставки.
Участие в мультимедийных выставках повышает престиж школы, социально-гуманитарной и художественно-технологической профильных групп, и привлекает гораздо больше учеников.
Эффективность выставок в мультимедийном формате обусловлена многими факторами. Во-первых, разнообразные необычные художественные средства показа картин – 3D-изображения, анимация – привлекают внимание посетителей. Во-вторых, информация, переданная за счет ярких зрительных образов и грамотного звукового сопровождения, надолго остается в памяти посетителей. В-третьих, яркие ролики носят рекламный характер, вызывают желание остановиться и подробно рассмотреть изображение.
3. Польза виртуального музея для публики.
Мультимедийное пространство – идеальная среда для культурного просвещения широкой аудитории. Простая и увлекательная подача сложных произведений художественной классики обеспечивает заинтересованность большого количества людей с самыми разными интересами в посещении данной выставки. Такой вид образования легок для восприятия, поэтому с помощью виртуального музея можно привлечь внимание широкой аудитории к искусству.
Шаговая доступность от дома позволяет посещать выставку и тем людям, которым некомфортно ехать на далекие расстояния ради посещения культурных мероприятий, место проведения которых очень часто находится именно в центре города. Таким образом, виртуальный музей могут посетить люди с ограниченными возможностями, семьи с детьми и лица старшего возраста.
4. Возможность практической реализации проекта.
Проект «Виртуальный музей. Ожившие полотна» может существовать в формате «Виртуальная выставка», то есть демонстрироваться короткий период, оговоренный желающими посетить музей с организаторами проекта в лице администрации школы и учителя, ответственного за проект.
В городе более 100 школ имеют техническое оснащение инженерных классов. Поэтому проект может расширяться и продвигаться среди школ Москвы, имеющих аналогичное оборудование.
Для организации, создания, проведения и существования виртуального проекта нужна не только хорошая материально-техническая база (инженерного класса), но и наличие активного инициативного специалиста и знатока изобразительного искусства, компьютерных технологий или команды единомышленников, готовых приступить к реализации проекта (учитель информатики, словесности, изобразительного искусства и мировой художественной культуры или любой творческий человек).

Проект только начал свою активную жизнь. О школьном виртуальном музее можно узнать из новостей и публикаций на школьном сайте, в социальных сетях. Соавторы проекта: коллектив учащихся 10‑11‑х классов школы №1564.

Юлия ФОМИЧЕВА, руководитель проекта, учитель изобразительного искусства и черчения школы №1564