search
main
Топ 10
«Мертвые души» и физруки в качестве охранников: что возмутило главу Дагестана в школах Во время ремонта школы в Подмосковье нашли послание из 1972 года: что написали нам 51 год назад В Курганской области больше не собираются кормить школьников бесплатными обедами «Не верю!»: о системе Станиславского, его биографии и театре школьники узнают на «Разговорах о важном» Победителя профессионального педагогического конкурса объявили в Алтайском крае В Роструде назвали самые дефицитные специальности учителей-предметников Директора школы уволили после показа на уроке фото статуй Микеланджело Десять школ в Архангельской области ждет капитальное обновление «Неустойчивые» выражения: топ-10 фразеологизмов, которые мы произносим неправильно В Челябинской области проведут психологическое тестирование педагогов В Краснодаре прошел самый массовый единый государственный экзамен досрочного периода Первые группы белгородских школьников отправились в путешествия по региону Чернышенко пояснил, почему России важно обучение иностранных студентов Министр просвещения рассказал о поддержке учителей Эксперты определили самый популярный предмет на ЕГЭ среди московских школьников Вниманию абитуриентов: в 2023 году количество специальностей для поступления в вузы сокращается в два раза К 200-летию со дня рождения Константина Ушинского выпустили юбилейные марки Испытано на себе: родители ярославских школьников сдали ЕГЭ В школах Сочи ждут земских учителей Приоритетные задачи Года педагога и наставника назвали в Минпросвещения России
0

Ответственный за рыцарей и принцесс. Евгений Пепеляев уверен: то, что мы говорим детям, становится их внутренним голосом

​Каким бы ни был уставшим журналист, который освещает конкурс «Воспитатель года России», а также победитель, только что прошедший ряд сложнейших испытаний, интервью – это святое. Собрались с силами и начали общать­ся. Сопровождающие терпеливо ждут в стороне. Спасибо, понимают! У воспитателя Евгения Пепеляева совершенно потрясающие сопровождающие – милая заведующая детским садом «Школа рыцарей и принцесс» (структурное подразделение средней школы №44 Перми) Ольга Анатольевна Афанасьева и научный руководитель этой дошкольной организации Марина Михайловна Болотова. Надеюсь когда-нибудь подробнее разузнать о главной теме, по которой работает коллектив этого детского сада, – общение, взаимодействие, сотрудничество всех участников образовательного процесса – детей и взрослых. А сейчас первый вопрос Евгению Владимировичу:

– Почему вы стали воспитателем?- Хорошо помню, как это происходило, а вот почему… Наверное, окончательного ответа у меня нет. Почему я остаюсь воспитателем? Потому что профессия моя подразумевает постоянное развитие, творчество, вызов. Вот как это было: в конце 2012 года я находился в творческом поиске, трудился администратором интернет-магазина, скучное занятие… Захотелось работать с детьми. Мой приятель познакомил меня с заведующей детским садом, в котором я сейчас работаю. Она меня пригласила, вдохновила и поддерживает постоянно.Начал работать – пошел на курсы переподготовки. В прошлом году поступил на факультет психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. И понял, что когда ты идешь учиться «по любви», так сказать, то и отношение к учебе совсем другое. Безмерно рад общаться с преподавателями.- Как вы поняли, что преподавание вам по душе? Вот вы пришли в группу, оказались с детьми один на один, и…- Это был самый страшный момент. Взрослый человек – и 15-20 дошкольников. Возник хаос! Кто-то полез на подоконник, другой побежал по стульям, третий толкнул другого ребенка, четвертый заплакал. Я был в растерянности. Мне хотелось разорваться, чтобы быть везде. Самая большая сложность была именно в этом.- Что же вам понравилось в профессии?- Сначала мне не очень нравилось, было трудно, но хотелось всему научиться. Это меня больше всего зацепило, захотелось справиться. Буквально на первой неделе, когда два мальчика поссорились из-за машинки, я им предложил: «Ребята, давайте договоримся, что каждый из вас будет играть по очереди». Они на меня посмотрели и сказали: «Здорово! Мы так и сделаем». Эту маленькую победу я помню до сих пор. Такие вещи – когда удается договориться, помочь ребенку открыть талант, помочь чему-то научиться – самая большая ценность в моей работе.- Как вас восприняли коллеги, родители воспитанников? Все-таки мужчина в детском саду редкость.- Коллеги тепло приняли, я знал, что в любой момент могу обратиться к любому из них, ходил на занятия к опытным педагогам, спрашивал совета буквально у каждого и вот таким образом развивался.- А родители?- Родители, которые приводят детей в мою группу, мне доверяют. Вопроса «А что вы здесь делаете?» не возникает. Если и задают такой вопрос, то скорее с любопытством. Конфликтных ситуаций, связанных с тем, что я мужчина, не было.- Наверное, конфликты между родителями и педагогом неизбежны? Например, дети подрались, мама обиженного идет с претензией к воспитателю… Как вы реагируете?- Моя позиция такова – воспитатель отвечает за ребенка, пока он находится в детском саду. Если кто-то подрался, я несу за это ответственность. Когда я с родителями общаюсь по этому поводу, то всегда имею в виду, что это я все-таки недосмотрел.- Отцы часто боятся оставаться с деть­ми один на один…- И я их понимаю! (Улыбается.)- С детьми какого возраста вам интереснее – с маленькими или постарше?- Мне ближе дети постарше, подготовительная группа – ребята, с которыми можно разговаривать, обмениваться опытом, потому что современные дети достаточно эрудированные. Иногда у меня даже знаний не хватает, чтобы поддержать серьезный разговор о том предмете, который им интересен. Мальчик выпустился в прошлом году, у него была любимая тема «Насекомые», он собрал целую подборку специализированных журналов, знал их наизусть. Я с ним конкурировать в этой теме просто не мог.- Воспитатель-мужчина принципиально отличается от воспитателя-женщины?- Считаю, что в первую очередь воспитатель должен быть профессионалом, а мужчина или женщина – вопрос второй. Хотя… знаете, какую разницу я обнаружил? Женщины более наблюдательны в деталях. Я понимаю, что мне надо тренировать внимание, учиться его концентрировать, чтобы все это заметить. А у них как-то на автомате получается.- Но и картину целиком, по-мужски, тоже важно видеть, да?- Важно баланс соблюдать, видеть и детали, и всю картину. Все это можно развивать.- Сколько у вас в группе детей?- Двадцать пять. Это много.- Каждого нужно видеть…- Это тренируемый навык. Очень забавно, когда меняется сезон с осеннего на зимний. Ты уже привык к одному виду детей в одежде, а они по-другому одеты. Нужно сосредоточиться, чтобы их на улице не потерять. Считаешь детей на прогулке, вроде все. Но где же Петя? А он просто в другой курточке.- Расскажите о детском саде, в котором вы работаете.- Детский сад у нас муниципальный. Называется «Школа рыцарей и принцесс», с недавних пор стал структурным подразделением школы. Ему 16 лет. Образовательная программа основана на программе Монтессори. Он небольшой, всего пять групп. На первоначальном этапе нам повезло с участием родителей в покупке необходимых пособий. И сейчас всем этим пользуемся.- Чем интересна технология Монтессори?- Самая большая ценность Монтессори-педагогики – в тех отношениях, которые выстраивает взрослый с ребенком. В принципе, и стандарт нас ориентирует на подобные отношения, и вся гуманистическая педагогика. Монтессори предлагает прежде всего индивидуальный подход к ребенку, цель педагога – помочь малышу стать активным, самостоятельным, инициативным.- Вечером вы выходите из ворот детского сада – и погружаетесь в какой-то другой мир?- Особенность нашей профессии в том, что даже когда ты выходишь с работы, ты не заканчиваешь работать. Хотя я стараюсь, чтобы моя жизнь была разнообразной. Люблю путешествовать. Был в Японии, Индии, Камбодже, Таиланде, других странах Восточной Азии.Моя большая любовь – это восточное искусство, культура Японии. В октябре я побывал на стажировке в Петербурге, у нас был всего час, чтобы побродить по Эрмитажу, и я прямиком отправился в отдел Востока. Меня поразили картины японских художников. Например, если картина называется «Птица на ветке», то нарисованы только птица и ветка, и больше ничего. А у европейских художников много деталей на картине.- Вы побывали в Японии. Какой она оказалась на самом деле? Традиционной или полной трудолюбивых клерков?- В реальности там есть место всему. Я был и в традиционных местах, где соблюдается чайная церемония, и в суперсовременных поездах, был в пригороде, где ходит старенький вагончик. Япония очень разная. Меня поразили люди. Несколько раз я заблудился, и ко мне сразу подходили местные жители, спрашивали, нужна ли мне помощь. Например, однажды в пригороде пошел искать достопримечательность и понял, что не знаю, куда идти. Проезжает мимо машина, останавливается, выбегает из нее ребенок и говорит, что мама послала его спросить, нужна ли мне помощь. Когда у нас в саду бывают тематические недели, связанные с путешествиями, я, как правило, выбираю что-то восточное, рассказываю о том, что видел, показываю сувениры.- Я знаю, что у вас есть еще одно необычное увлечение – вы артист миманса Пермского театра оперы и балета, участвуете в массовых сценах оперных и балетных постановок. Как туда попали?- В старших классах мне повезло учиться с Михаилом Комаровым, который там работает, он меня пригласил. Потом он стал помощником режиссера.- Часто выходите на сцену?- По-разному. Например, во время подготовки к конкурсу «Воспитатель года», к сожалению, не участвовал в спектаклях.- Много артистов миманса требуется в спектакле?- Есть спектакли, в которых задействовано много людей – например, балеты «Бахчисарайский фонтан», «Золушка», есть те, где нужно совсем немного артистов.- Вы репетируете или вам это не надо?- Мы ничего не говорим, но есть важные моменты, которые надо отрепетировать – куда выйти, куда уйти. Помню забавный случай, как одному из наших коллег надо было выносить стол, а он не знал, когда это сделать. Он вышел на сцену со столом. Ему говорят шепотом: «Не сейчас». Он проходит из одной кулисы в другую с этим столом… Мне очень нравится эта работа! Она помогает переключиться. К тому же в мимансе работают разные люди. У нас есть и студенты музыкального колледжа, есть будущие солисты, есть такие, как я – знакомые знакомых, есть даже кандидат исторических наук! Общение с ними очень обогащает.- А как вы попали на конкурс «Воспитатель года»?- Два года назад в почте детского сада я увидел положение о конкурсе. У нас в регионе нет отдельного конкурса «Воспитатель года», в региональном «Учителе года» существует номинация «Педагог дошкольного образования». И я решил, что хочу участвовать. В этот момент я еще не представлял, что меня ждет. Но стало любопытно. Отправил свою работу на заочный этап. Ее в числе десяти выбрали на очный этап из 60 работ. Это было для меня очень ценно. Начались испытания. Я прошел дальше – в шестерку, потом в тройку. Потом был перерыв, неделя или две. Держали интригу. И вот церемония награждения, и победителем вдруг становлюсь я. Для меня было важно сделать на конкурсе все, что я могу, показать лучшее, а дальше – будь что будет. Но, конечно, хотелось победить…- Какое конкурсное испытание было самым сложным?- Самым сложным было мероприятие с детьми. Дело в том, что мне «повезло»: досталась тема, которую мы не готовили. Да и вообще, когда общаешься с ребенком, на конкурсе или вне его, всегда нужно помнить об ответственности. То, что мы говорим детям, становится их внутренним голосом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте