Пресс-конференция – первый этап финального тура конкурса «Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга». После нее директорам предстоит провести мастер-класс и выдержать выездную проверку экспертов – членов жюри, которые будут оценивать инновационную работу, социальное партнерство и международное сотрудничество в образовательных организациях конкурсантов. Однако испытание в формате пресс-конференции, как признаются участники конкурса, один из самых трудных этапов. Прежде всего потому что большинство директоров пугают настойчивость, дотошность журналистов, их стремление задавать неудобные вопросы.
Впрочем, в последние годы практика вопросов из зала постепенно сошла на нет, конкурсантов знакомит с темами и старается получить развернутые ответы на них назначенный ведущий. Правда, в этом случае все зависит от мастерства акулы пера. Или он пытается превратить пресс-конференцию в дискуссионную площадку, или устраивает из нее шоу одного исполнителя. Хотя и тот и другой случай все равно требуют от руководителей взвешенных ответов и конкретных высказываний. В этом году директорам 20 образовательных организаций, прошедшим в финал конкурса и разделившимся на пятерки, пришлось размышлять над такими непростыми темами, как «Обеспечение высокого качества образования в условиях демографического подъема и увеличения наполняемости классов», «Особенности и сложности внедрения инклюзивного образования для детей с особыми потребностями на практике», «Позиционирование школы в глазах родителей будущих первоклассников – как повысить конкурентоспособность и востребованность школы?», «Как привлечь и удержать в школе молодого учителя?». Отвечать конкурсантам, конечно, было трудно, в силу того что пресловутая открытость школы пока только декларация, а не норма жизни. Однако из первых уст можно было узнать, например, что средняя наполняемость классов в Петербурге – 34 человека. Особенно тяжелая ситуация складывается в школах-новостройках. В новых микрорайонах первые классы переполнены, и десяткам родителей детей отказано в приеме, потому что проектная мощность даже современной школы не позволяет вместить всех желающих. Однако почти все директора, кому досталась тема демографии, считают, что количество детей не влияет на качество обучения, потому что хороший учитель, если умел работать с 20 учениками, сможет справиться и с 35 учениками, тем более что есть старые проверенные годами формы работы – групповая, парная и т. д. И, к слову, социализация ребят проходит лучше именно в большом коллективе. Правда, о том, комфортно ли самому учителю в таком «многонаселенном» классе, не упомянул никто. Что касается темы инклюзивного образования, то вся пятерка директоров, кому досталось ее обсуждать, согласилась с тем, что воспитание инклюзивной культуры должно начинаться со взрослых, а не с детей. Дети готовы принимать друг друга такими, какие они есть, и многие из них по зову сердца занимаются волонтерской деятельностью. А дети с ОВЗ, если они приспособлены к передвижению по школе и адаптированы в коллективе, демонстрируют высокие результаты в обучении. Такое же единодушие проявили руководители образовательных организаций в вопросах повышения конкурентоспособности образовательной организации. По их мнению, для того чтобы школа была востребована, нужно работать с родителями детей, когда эти дети еще ясельного возраста. И выигрывают в этом плане те школы, у которых в структуре есть дошкольная образовательная организация. Динамичной получилась и беседа на тему принятия и удержания в школе молодых специалистов. Почти у каждого из пятерки в школе работают недавние выпускники вузов. Многих из них, конечно, привлекает то, что школа сегодня остается самым стабильным местом работы и учителя в последние годы неплохо зарабатывают. В то же время молодые считают, что здесь есть возможность самореализации и карьерного роста. Чтобы молодой специалист не убежал от трудностей, которые могут возникнуть в первый год работы, ему назначают опытного наставника. Во многих образовательных организациях существуют школы молодого учителя, где педагог может общаться и набираться ума-разума у коллег-сверстников и у мастеров. Дискуссионный жар беседе придал вопрос ведущего о том, примет ли директор на работу молодого специалиста с активной гражданской позицией. Попытавшись выяснить, что такое активная гражданская позиция, но так и не выяснив, руководители образовательных организаций деликатно заметили, что человек волен иметь свои взгляды, однако если он идет работать в школу, то нужно понимать, что это государственная организация, которая проводит государственную политику. Поэтому активно выражать свою гражданскую позицию целесообразнее за стенами школы и по принципу «не навреди»…Это фактВсего за время проведения конкурса его участниками стали 250 руководителей школ, 80 из которых были признаны победителями. Несмотря на трудность всех испытаний, игра стоит свеч: 10 победителей конкурса, набравших по итогам всех туров наибольшее количество баллов, получат еще и премии правительства Санкт-Петербурга в размере 200 тысяч рублей.Что и как оценивают?На первом этапе финального тура конкурса «Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга» оцениваются коммуникативные способности участников, ораторское мастерство, уровень аргументации, объективность в оценках рассматриваемых проблем, творческий подход, уровень владения современными образовательными технологиями и методиками, эмоциональная стабильность, логическая завершенность выступлений. Свою оценку этим навыкам конкурсантов дают в том числе директора – победители конкурса прошлых лет, представители общественных объединений в сфере образования, руководящие и педагогические работники Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.Санкт-Петербург
Комментарии