search
main
0

Отреклись от сердца…

Кто будет спорить, что разговор с умным собеседником приятен и интересен. Можно сказать, на днях я побывал в гостях у одного из таких людей. Спросил, что, по его мнению, происходит с нашей культурой сейчас. Он дал свой ответ.

– Прежде всего нам надо сосредоточиться на том, что мы утратили. Человечество попыталось за последние два века создать культуру без веры, без сердца, без созерцания и без совести; и ныне эта культура являет свое бессилие и переживает свое крушение. Люди не захотели больше веровать, потому что они уверили себя, будто вера есть противоразумное, научно несостоятельное и «реакционное» состояние души. Люди отреклись от сердца, потому что им стало казаться, что сердце мешает инстинкту, что оно есть разновидность «глупости» и сентиментальности, что оно подрывает человеческую деловитость и ставит человека в смешное положение, а «умный человек» больше всего боится показаться смешным…

– Вы строги к современному человеку, – заметил я. Он ответил:

– Современный человек привык творить свою жизнь – мыслию, волею и отчасти воображением, исключая из нее добрые побуждения сердца; и привыкнув к этому, он не замечает, куда это ведет… Мышление без сердца – даже самое умное и изворотливое – остается в конечном счете безразличным: ему все равно за что ни взяться, что ни обдумать, что ни изучить… Бессердечная воля – сколь бы упорной и настойчивой она ни была в жизни – является в конечном счете лишь животной алчностью и злым произволением. Это злая энергия души. И наконец – воображение в отрыве от сердца… остается в конечном счете безответной игрой и пошлым кокетством. Никогда еще оно не создавало истинного и великого искусства; никогда еще ему не удавалось узреть глубину жизни и высоту духовного полета…

– Как же нам все это исправить-то? – задумался я тоже.

– Этот ложный стыд будет преодолен и устранен великими лишениями и страданиями нашей эпохи. Ибо страдание есть подлинная и могучая реальность, оно приобщает человека к бытию настолько, что люди научаются быть, а не казаться, и их тщеславное желание «прослыть» и «прославиться» отходит на задний план. Но это и значит, что современному человеку предстоит еще мучиться и терпеть… пока не отпадет все кажущееся, условное и мертвое, пока не выплывет наружу исток подлинной реальности и творческой силы… Обращаясь к путям духовного обновления, философы должны будут заняться прежде всего вопросами воспитания, чтобы указать его важнейшие, забытые и запущенные в нашу эпоху задания: надо будить духовное начало в детском инстинкте, приучать его к чувству ответственности, укреплять в людях предметную силу суждения и волю к духовной цельности в жизни. Надо верно оценить бремя земного существования, которое мы несем через всю жизнь, и найти естественные и справедливые способы для социального облегчения его.

Этот диалог можно назвать воображаемым. Я просто читал «Путь к очевидности» Ивана Ильина, думал, сопоставлял… Мысли, изложенные русским философом несколько десятилетий назад, не устарели.

Для «Учительской газеты» вопросы культуры и воспитания взаимосвязаны. Сейчас, как и раньше, необходимо «будить духовное начало», и эта наша позиция в наступающем новом учебном году останется прежней. Это основа основ. И здесь нам помогут рубрики «Площадь искусств», «А вы читали?», с новинками литературы познакомит «Навигатор», «Наука», «Факультатив», «Школьная библиотека». Мы будем рады, если они окажутся для вас интересны, полезны и откроют свой «путь к очевидности».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте