search
main
0

Отражение с перспективой. Анализ материалов учителей химии

Читая присланные на конкурс материалы, постоянно задавал себе вопрос: какую работу признать лучшей – ту, что посвящена занимательным вопросам курса химии и не вписывается в рамки повседневной урочной деятельности, ту, что отражает современные подходы к преподаванию предмета, или ту, с которой можно смело отправляться хоть сейчас в класс на урок?

Как всегда, решение волнующего вопроса оказалось на поверхности: в названии конкурса – «Сто друзей». Когда друзья-коллеги обсуждают проведенный урок или общую педагогическую проблему, никому не приходит в голову осуждать или «выносить приговор». А вот посмотреть на знакомую проблему глазами другого человека достаточно интересно. Поэтому, определяя лучшие работы, хотел найти те, в которых на знакомые и привычные вопросы их авторы – наши коллеги – смотрят немного под другим ракурсом. Предполагалось, что при этом материалы не просто отличаются оригинальностью, а имеют методическую и дидактическую ценность.Проанализировав присланные работы, я пришел к таким выводам.1. К большому сожалению, все меньший интерес вызывают проблемы методики преподавания химии. Наличие такой тенденции подтверждают представители ведущих издательств. Результат – уменьшение числа новых пособий, в которых рассматриваются методические подходы к раскрытию содержания основных тем курса. К сожалению, данная тенденция нашла свое отражение и в материалах, присланных на конкурс. Работ, раскрывающих особенности изложения той или иной темы, практически не было. В большей степени присланные материалы являются технологическими картами уроков, в которых рассмотрены основные этапы проведения занятий. Но и к ним всегда необходим комментарий, раскрывающий подходы к организации учебного занятия с использованием карты.Причиной снижения интереса к методической составляющей процесса обучения в наше время принято считать уменьшение времени, отводимого на изучение химии, особенно в старших классах, и переориентацию процесса обучения с содержательной стороны процесса на итоговый результат, то есть на ГИА и ЕГЭ. Возможно, именно по этой причине в ряде работ были представлены разработки учителей, посвященные контролю знаний учащихся по химии. В этом плане приятно отметить, что у многих учителей существует своя годами сложившаяся система контроля: самостоятельные и контрольные работы, рассчитанные на пять минут и на весь урок, включающие задания различного типа и уровня сложности, учитывающие уровень подготовки учащихся. В то же время раскрытию таких важных моментов, как обоснование новизны, сути системы, а также необходимости ее разработки, нашлось место не во всех материалах. В этом плане несколько странными выглядят ссылки в пояснительных записках на невозможность их изложения из-за ограничения объема. Согласитесь, что перечень вопросов и заданий не всегда позволяет понять, почему наряду с многочисленными сборниками проверочных работ и тестовых заданий потребовалось разрабатывать новую систему. Не буду скрывать, что и качество отдельных заданий с тестологической и химической точек зрения является небезупречным.2. Нехватка времени на изучение материала, снижение интереса учащихся (не сдающих экзамены по химии) к предмету и интерес детей к компьютерным технологиям – все это привело многих учителей к осознанию необходимости сделать уроки более наглядными, структурированными, ориентированными на знакомые детям объекты окружающего мира. В бой были брошены «ударные силы» – информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). И положительные результаты в этом направлении, безусловно, достигнуты. Можно долго рассуждать, являются ли презентации с набором текстов и иллюстраций примером использования ИКТ, но то, что с их появлением уроки оживились, безусловно. Вот и в рамках нашего конкурса ряд работ был представлен в виде презентаций. С сожалением можно констатировать, что при их создании не все технические возможности были задействованы: так, например, даже в виртуальном варианте практически отсутствовала экспериментальная составляющая уроков, не нашлось места и динамическим моделям молекул и атомов и др. Вместе с тем в ряде работ этот недостаток был компенсирован хорошо отобранным химическим содержанием, практической направленностью урока и интересными примерами. В числе таких работ можно назвать сценарии учителя химии средней школы №13 города Великие Луки Псковской области Ольги Ершовой «Лекарства – исцеление или отравление» и «Вещества-экорегуляторы». Видно, что учитель уделяет серьезное внимание не только химическому содержанию и вопросам здоровьесбережения, но и формированию у своих учеников интереса к изучению химии, в том числе с помощью актуальных в повседневной жизни проблем и развития умения критически осмысливать информацию.Можно согласиться с мнением ряда учителей, что на уроках для рассмотрения таких вопросов не всегда хватает времени. «Мне бы успеть программный материал пройти, а о применении они и сами почитают», – говорят они. С другой стороны, возможно, именно по причине нехватки времени на рассмотрение подобных вопросов школьный курс химии считается оторванным от жизни.Тем интереснее знакомиться с разработками занятий, на которых рассматриваются возможности использования веществ и материалов с учетом специфики будущей профессии. А если при этом затрагивается еще и культурно-страноведческий аспект, то такой сценарий не оставит равнодушным даже самых прагматичных школьников. Блестящий пример – интегрированный урок на тему «Закулисье венецианского карнавала, или Химия в руках художника» преподавателя химии и биологии Елены Фетисовой и мастера производственного обучения Химико-технологического лицея Ярославля Ольги Костыгиной.Возможно, кто-то скажет, что при существующей насыщенности курса химическим содержанием сложно выкроить время для подобного интегрированного урока в обычной школе. Однако как исходный материал для исследовательской работы, химического вечера, факультативного занятия, странички химической газеты и т. д. сценарий представляет большой интерес. 3. Еще одно суждение хотелось бы высказать о разработках, которые можно отнести к рубрике «Накануне урока». К сожалению, в этом году сложно было выделить работу, читая которую восклицаешь: «И я хочу так провести урок!» И дело не в том, что у авторов не было интересных идей, а в том, что идеи равномерно распределены по всем работам.Вместе с тем в материалах встречалось немало существенных недочетов. Так, например, в одной из разработок тема названа «Кислородсодержащие углеводороды» (речь шла об углеводах). В то время как существует тема «Кислородсодержащие соединения» или как вариант «Кислородсодержащие производные углеводородов».Вызывает сомнение правомочность заголовка в одной из работ «Урок теоретического обучения».Встречаются и другие недочеты: – несоответствие выбранного типа урока возрасту учащихся;- неоправданность выбора формы работы;- несоответствие уровня сложности изучаемого материала классу, в котором проводится урок (как в сторону усложнения, так и упрощения);- наличие методических, химических и грамматических ошибок.Некоторые материалы являются совсем «рабочими» как с точки зрения содержания, так и оформления. В некоторых конспектах пропущены химические связи между атомами в записи формул, включены нерасшифрованные сокращения, используются фразы или формулировки вопросов в заданиях для письменных работ, более применимые при устном опросе, в разговорной речи или в такой формулировке, суть которой поймут только ваши ученики. Каждый из названных недочетов не принципиален, тем более что не ошибается тот, кто ничего не делает, но наличие нескольких проблем в одной работе не позволило отдельным нашим авторам стать победителями. Следует, однако, заметить, что некоторые из недочетов вызывали скорее улыбку, чем досаду. Приведу некоторые занимательные цитаты, иллюстрирующие полет творческой мысли учителя:- «Если ученик игнорирует дополнительные занятия, вызываю родителей. Ни один ученик без внимания не остается». – «На уроке решается вопрос межпредметных связей».- «При подготовке и проведении урока применялись технологии: проектная, личностно ориентированная, групповая, информационная. Использовался авторский метод индивидуального тематического контроля и компетентностный подход». – «На данном уроке формировались ключевые компетенции (результативность на файле)».- «Домашнее задание: «Путь домой».Как бы хотелось, чтобы это было единственным домашним заданием не только ученика, но и учителя.Уверен, что наш конкурс – это отражение, но с перспективой. С одной стороны, из работ отчетливо видно, что никакая нагрузка не мешает учителю творить и осваивать новые подходы в преподавании. С другой стороны, есть проблемы, которым можно уделить более пристальное внимание независимо от того, на стандарты какого поколения нас обяжут ориентироваться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте