Цели: – формировать представления о поведении гражданина в обществе, осознание необходимости соблюдения норм и правил для формирования антикоррупционного мировоззрения; – развивать общественную активность, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки, доска, магниты.Ход занятияУчитель: Давайте представим, что у каждого из вас есть цветик-семицветик, исполняющий желания. Запишите свои желания. (Ребята работают самостоятельно.) А теперь давайте распределим свои желания на 3 группы:1) для меня;2) для родных и близких;3) для всех, для общества, для страны.Три ученика на доске распределяют листы с пожеланиями.Учитель: Давайте прочитаем вслух наши желания. А теперь посмотрим, что вы желаете своим родным и близким. Молодцы, вы заботитесь о своих родных и близких; замечательные пожелания. А теперь давайте прочитаем пожелания для всех, для страны, для общества.Давайте поблагодарим тех, кто уже сегодня задумывается о будущем своей страны.Каких желаний больше? Да, желаний для себя больше. А как называют тех, кто думает и заботится о своей стране? (Патриоты, граждане.)Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.Учитель: Кто должен в нашем обществе заботиться о благополучии граждан больше всего? Правильно, представители власти. Представители власти обычно обладают привилегиями, то есть преимуществами перед другими гражданами. Не секрет, что общество не всегда бывает довольно представителями власти. Почему?Как называется незаконное использование человеком своего положения, когда он пытается влиять на других людей с целью получения личной выгоды?Ученики дают свои варианты, если затруднятся, обратить внимание на слайд «Коррупция».Учитель: Есть правовое определение коррупции, данное в главе 30 Уголовного кодекса РФ.Коррупция – умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающее угрозу интересам общества или государства.Учитель: То есть человек понимает, что он поступает незаконно и неправильно, но все равно совершает эти действия и хочет, чтобы плохие последствия наступили. Должностное лицо – это человек, выбранный или временно назначенный на определенную должность, который обладает специальными властными полномочиями.Прием «облако слов», можно онлайн.Учитель: Перед вами листы со словами. Создайте облако слов, то есть подберите ассоциации. Давайте поработаем в группах. Первая группа выбирает те, которые относятся к понятию «коррупция», а вторая группа – «антикоррупция». Как вы думаете, откуда берется коррупция? Ученики дают свои ответы – незнание законов, желание легкой наживы, нестабильность в стране, привычка, низкий уровень жизни населения и т. д.Учитель: Давайте просмотрим видеопритчу.Два волкаПритчаКогда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:- А какой волк в конце побеждает?Старик улыбнулся и ответил:- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.Учитель: Итак, как вы поняли смысл этой притчи? (Ответы учеников.) Может ли каждый внести свой вклад в борьбу с коррупцией? (Да.) Кто может помочь предотвратить коррупцию? Способствуют ли этому учителя, родители, школа? Как? Каким образом? Какие качества должен развивать в себе каждый, чтобы сделать наше общество, страну лучше? (Ответы учеников.) Наши предки передали свои знания о жизни, народную мудрость с помощью сказок, пословиц, поговорок. У каждого народа есть сказки, пословицы, поговорки. У калмыцкого народа есть героический эпос «Джангр», отражающий представление народа о мудрых правителях и героях народа. Соотнесите калмыцкие пословицы и поговорки с их переводом на русский язык. Работа в группах Учитель: Молодцы, ребята. Запомните эти пословицы. Если человек думает только о себе, он тоже может считаться гражданином. Но это не будет означать, что он гражданин – достойный сын Отечества, как сказал русский поэт Некрасов, и достойный сын своего народа. Он всего лишь гражданин по закону. На самом деле он обыкновенный обыватель. Обыватель знает, что главное в жизни – это его собственное спокойствие и благополучие. Исторически сложилось, что обывателем стали называть человека, живущего мелкими, личными интересами. Он не подаст милостыню нуждающемуся, самому, мол, не хватает. Он не пойдет на выборы, ему все равно, кто получит власть в его городе, стране.Сейчас вы получите карточки, первая группа выберет те поступки, которые характерны для гражданина, вторая – те, которые мог совершить обыватель. На карточках:- принял участие в выборах;- издевался над котенком;- не помог пожилому перейти улицу;- сообщил о готовящемся преступлении;- перешел дорогу на красный свет светофора или в неположенном месте; – участвовал в субботнике по уборке территории; – увлекся игрой в Интернете или в социальных сетях; – участвует в волонтерской деятельности; – сломал ветку дерева; – посадил цветы в общественном дворе; – убежал, когда обижали слабого; – помог пожилой бабушке, живущей по соседству.Учитель: В каждом человеке обычно присутствуют черты истинного гражданина и черты обывателя. Для того чтобы успешно работать над собой, улучшать свой характер, свои поступки, надо учиться разбираться в себе. Ответьте на вопросы:А. Какие черты гражданина я нахожу в себе?Б. Какие черты обывателя я должен в себе уничтожить? Заполните таблицу:Притча о прорабеЖил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию. – Я увольняюсь, – сказал он работодателю. – Ухожу на пенсию. Буду со старушкой внуков нянчить. Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его: – Слушай, а давай так – построй последний дом, и проводим тебя на пенсию. С хорошей премией! Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки… Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то недоделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить… Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки он вызвал хозяина. Тот осмотрел дом и сказал: – Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу. Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он сознавал, что все ошибки и недочеты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо… Мораль: мы все прорабы. Мы строим наши жизни так же, как прораб перед уходом на пенсию. Мы не прилагаем особых усилий, считая, что результаты этой конкретной стройки не так уж важны. К чему излишние усилия? Но затем мы осознаем, что живем в доме, который сами построили. Ведь все, что мы делаем сегодня, имеет значение. Уже сегодня мы строим дом, в который вселимся завтра.Литература1. http://pritchi.ru/id_1203. 2. Валуева Р.В. «Воспитание школьников» 4/2013 г. 3. Малюшкин А.Б. и др. Сборник сценариев. – М., ТЦ «Среда», 2003 г.4. Соколов Я.В. Граждановедение. Для учащихся, их родителей и учителей. – М., НВЦ «Гражданин», 2000 г.Баира БОГАЕВА, учитель английского языка средней школы №17 им. Д.Н.Кугультинова Элисты Республики Калмыкия
Комментарии