Создание открытого пространства современной системы среднего профессионального образования продиктовано велением времени. Обсуждение этой темы позволяет более предметно оценивать результаты работы не только каждой образовательной организации, управленческой команды, педагогов, но и всей системы образования в целом.
Это тем более актуально в связи с тем, что в сфере подготовки кадров для промышленности нужны кардинальные перемены: в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В.Путин сказал о том, что следует подготовить порядка одного миллиона рабочих кадров в течение пяти лет, чтобы обеспечить суверенитет и конкурентоспособность страны.
И перед управленческой командой и педагогическим коллективом политехнического колледжа №8, который готовил и готовит кадры для промышленности, для авиационно-космического машиностроения, для оборонной отрасли, стоит важнейшая задача – подготовка необходимых кадров, за которыми будущее России. На сегодняшний день в колледже учатся около почти 2000 студентов, и образовательная организация осуществляет подготовку специалистов по 18 профессиям и специальностям, в том числе и таким высокотехнологичным, как «технология машиностроения», «наладчик станков и оборудования в механообработке», «оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств», «мехатроника и мобильная робототехника» и др.
Практикоориентированность среднего профессионального образования – это не дань моде, а необходимость, поскольку современный студент уже в процессе получения образования приобретает такие компетенции, которые позволят ему непосредственно после выпуска без дополнительного обучения начать работу по избранной им профессии или специальности.
Как и каждая образовательная организация города, наш колледж тоже находится в постоянном поиске новых путей повышения качества образования. И в этом поиске важно понимать, что профессиональное образование не может существовать само по себе без тесного сотрудничества со стратегическими партнерами разных уровней. Колледжи и техникумы одними из первых в силу специфики реализуемых ими образовательных программ должны оперативно и эффективно реагировать на изменения, происходящие в обществе и экономике, адаптируя образовательный процесс к изменяющимся потребностям.
Партнерами колледжа являются ведущие промышленные предприятия и корпорации страны: концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), ММЗ «Авангард», НПП «Салют», Московский конструкторско-производственный комплекс «Универсал», МПО имени И.Румянцева, Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева и др.
Поскольку наш колледж ориентирован в первую очередь на обеспечение кадрами предприятий авиационно-космического машиностроения, то наша обязанность – обеспечить стопроцентное соответствие квалификаций выпускников требованиям работодателей, так как именно от наших студентов в ближайшие годы будет зависеть обороноспособность государства.
Чтобы студенты показали достойные результаты на демонстрационном экзамене, совместно с работодателями идут постоянный анализ и обновление основных образовательных программ, планов построения учебного процесса, методик проведения лабораторных работ и организации учебной и производственной практик.
Студенты политехнического колледжа №8 неизменно принимают активное участие в чемпионатах профессионального мастерства, поскольку это не просто возможность приобрести опыт соревновательности, но и хороший способ обменяться опытом, ощутить себя членом профессионального сообщества. Так, например, на чемпионате профессионального мастерства «Московские мастера»-2023 наши конкурсанты завоевали 27 медалей, из которых 23 в сфере промышленности. Такие компетенции, как «Промышленная автоматика», «Изготовление прототипов», «Мехатроника», «Биопротезирование» и другие, покорились молодым профессионалам из ПК №8.
Хочется заметить, что не только чемпионат «Московские мастера», но вообще практически все конкурсы профессионального мастерства невозможны без активного участия стратегических партнеров, поскольку именно они могут четко и ясно определить те требования, которые необходимы определенной отрасли и конкретному производству. Работодатель хочет видеть в современном работнике не просто профессионала, но члена команды – надежного, ответственного, неравнодушного к интересам предприятию. Для того чтобы стать таким человеком, выпускник колледжа должен уметь работать в команде, научиться самоорганизации и планированию рабочего времени, работать с информацией, находить выход из сложных, подчас нестандартных рабочих ситуаций. Эти навыки и качества развиваются в том числе и во время участия в конкурсах профессионального мастерства.
Совершенно логичным является выстраивание образовательной парадигмы: успешный студент – подготовленный выпускник – конкурентоспособный профессионал.
В условиях импортозамещения поддержка среднего профессионального образования – один из вариантов через несколько лет полностью обеспечить кадрами российское производство. Мы стремимся сделать обучение в колледже личностно ориентированным, а реализация такой системы обучения требует смены векторов в педагогике – от обучения как нормативно построенного процесса к обучению как индивидуальной деятельности студента. Мы стараемся выстроить систему, нацеленную на получение реального результата, когда на производство будет приходить знающая и инициативная молодежь. Для этого на всех этапах образовательного процесса, начиная с работы с абитуриентами и вплоть до оценки качества подготовки выпускников, в тесной связке с колледжами работают промышленные предприятия города. В развитии сотрудничества с работодателями политехнического колледжа №8 мы стремимся к реализации долгосрочных проектов, открывающих новые возможности для профессионального и личностного роста как наших студентов, так и преподавателей.
Андрей ТРОФИМОВ, директор политехнического колледжа №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова
Комментарии