Как показали исследования, которые Институт возрастной физиологии Российской академии образования проводил в 76 регионах России, более чем в 15 процентах школ нет медицинских работников. Вообще. Ни врачей, ни медсестер. И это не только сельские школы. Многие городские дети также проводят часть своей жизни в стенах, где ответственность за их здоровье несут педагоги. Правильно ли это? Какова роль медика в школе? Кто вообще ответственен за сохранность здоровья учеников? Чтобы обсудить эти и многие другие вопросы, наш корреспондент встретилась с директором Института возрастной физиологии, доктором биологических наук, профессором, академиком РАО Марьяной Безруких.
– То, что в нашей стране есть школы, в которых отсутствуют медицинские работники, это, разумеется, нехорошо, – начала разговор Марьяна Михайловна. – Однако, на мой взгляд, охрана и укрепление здоровья детей – задача не только школьного врача. Это общая задача всех педагогов образовательного учреждения. Это задача каждого учителя. Каждый должен понимать, что лично он организует свою работу с ребенком, создает условия для того, чтобы тот нормально рос, развивался и был психически и физически здоров.
– А у нас почему-то считается, что, кроме медика, только учитель физкультуры отвечает за это…
– Я объясню почему. Учитель физвоспитания получает хорошую естественно-научную подготовку. Он изучает возрастные особенности развития ребенка и хорошо понимает, что его здоровье легко сорвать. А учитель математики или истории, особенно если он выпускник классического университета, не имеет таких знаний. Если такой предметник приходит в старшие классы – это еще полбеды. Но в начальную школу пришли учителя информатики, музыки, иностранного языка… Они не понимают, что такое рациональная организация учебного процесса, не знают, например, что 7-летний ребенок может непрерывно, интенсивно, направленно работать всего 10 минут!
– И что тогда происходит?
– Однажды я услышала от знакомой ученицы «замечательную» фразу: «У нас в школе теперь есть дополнительные занятия по математике». Я спросила: а кто на них ходит? Весь класс, отвечает. Но, позвольте, а где же эффективность работы учителя, который не научил детей на уроке?
– То есть получается, что он попросту не думает, какой ценой ученики получают знания по его предмету?
– Конечно. А между тем это должен быть главный вопрос! Если мы хотим, чтобы ребенок закончил школу знающим, умеющим, думающим, готовым к жизни, мы должны давать себе отчет в том, какой ценой добиваемся этого. И если из школы выпускается законченный невротик, как бы он ни был обогащен знаниями, что бы он ни умел, к чему бы ни был способен, грош цена школе, которая его выпустила. Потому что больной человек в жизни все равно себя не реализует.
– Но вот вопрос: а что же делать? Как все-таки защитить детей?
– Очень часто школа, что мучает ребенка перегрузками, имеет кучу всяких ингаляторов, проводит сеансы массажа или всем подряд дает на перемене кислородный коктейль. И считается: в школе имеет место здоровьесбергающая технология. И никто не понимает, что весь процесс организации обучения в ней вовсе не здоровьесберегающий.
Уверена, если говорить о школе, которая бережет здоровье детей, то нужно рассматривать все компоненты организации учебного процесса. Если этого нет, то вариант какой-либо оздоровительной методики, которая есть в школе, – это все «бантик». Он хорош как дополнение к рациональной организации учебного процесса. Создать медицинский кабинет, каким бы замечательным он ни был, – это вовсе не задача школы. Но, к сожалению, в последние годы это превратилось в фетиш. Директора хвастают друг перед другом, у кого «круче» стоматологический или массажный кабинет или тем паче, фитобар.
Кстати сказать, что фиточай – вещь не безопасная. У нас много детей, страдающих аллергией. И кому-то земляничный чаек может дать такую реакцию, что ребенка увезут на «скорой». Многие медицинские процедуры, которые сегодня стали модными в школе, используются без назначения врача, мало того, даже без наблюдения медсестры. Учитель проходит двухнедельную специализацию и берет на себя организацию медицинских процедур. А директор не понимает, что учитель – не врач и не может, не имеет права брать на себя ответственность за реализацию этих процедур и их последствия.
– Но если все это не есть задача школы, то что возлагается именно на нее?
– Я выделю несколько блоков работы учреждения образования по охране и укреплению здоровья детей. И первый – это сама инфраструктура. В некоторых школах, где есть великолепные медицинские центры, я видела парты, которые не соответствуют росту ребят, физкультурные залы плохо оборудованы… Так, может, лучше было бы потратить деньги не на медицинские приборы, а на парты по росту? И оборудовать спортзал? И не тренажерами, ведь по многим тренажерам нет рекомендаций, как на них работать с детьми. Не лучше ли использовать то, что уже имеет рекомендации?
Или вот еще. Когда я вижу в школах заколоченные форточки и говорю об этом с директорами, у них скучнеют лица. Но форточки в классах должны открываться каждую перемену! Поскольку объем кислорода в комнате, где находится много детей, рассчитан на 35-40 минут. И если на перемене форточку не открыть, у детей начинается гипоксия. Это ухудшает функциональное состояние мозга. И никакой медицинской процедурой восстановить это невозможно.
Повторяю, форточки должны открываться, парты соответствовать росту, освещение быть нормальным… Все должно быть организовано рационально.
– Иначе говоря, как я понимаю, должны быть учтены все рекомендации санитарных норм и правил.
– Вот именно! Когда мне говорят: у нас в школе три (или даже четыре) урока физкультуры, мы сумели организовать, я обычно спрашиваю, а душевые комнаты у вас есть? Или дети потные, мокрые идут на другие занятия? Очень важно понять, где приоритеты, в чем они. Я не говорю, что три урока физкультуры не нужны. Но сначала обеспечьте душ.
– В чем состоит следующий блок рациональной организации учебного процесса?
– В рациональной организации режима дня. Сейчас во многих школах перемены устраивают всего по пять минут. Времени же не хватает: в расписании восемь уроков! Или таким образом выходят из положения: уроки по 35 минут пересчитываются на 45. Якобы в расписании четыре урока по 45 минут, а на самом деле пять-шесть уроков по 35.
– Наверное, в основном школы в больших городах этим грешат?
– Конечно! Поскольку в них много людей, которые хотят «чего-то новенького». А между тем школа – это тот социокультурный институт, в котором консерватизм – хорошее дело. Школа не может бежать впереди прогресса, не должна «хватать» то, что еще не исследовано. Она не может, не имеет права экспериментировать на детях.
В последние два десятилетия мы готовы были пробовать в школе любую новацию. Взять хотя бы чуть ли не повальное увлечение (в 90-е годы) скорочтением, которое привело многих детей к школьным неврозам. И не только. Помню, один доктор, ларинголог, спрашивая у меня, что, дескать, случилось, появились ребятки со скованными лицевыми мышцами. А эта скованность – результат тяжелейшего перенапряжения от скорочтения. И таких примеров можно привести десятки.
– Что сегодня становится причиной возникновения детских неврозов?
– Основная причина – ограничение времени. Сегодня ребенок лет примерно с четырех, то есть как только начинается система дошкольной подготовки, постоянно попадает в ситуации, когда ему нужно все успеть. Это происходит в прогимназиях, в группах подготовки к школе, в семьях. Быстрее вставай! Быстрее жуй! Быстрее думай!
За последние 50 лет информационная нагрузка на ребенка возросла в сотни раз. Возьмем, например, объем информации, которую ребенок получает в такой области, как окружающий мир. Обо всем мы теперь говорим малышам. О генетике, о клонировании… Это не значит, что не надо. Но надо рационально распределить материал и давать его адекватно возрасту. Если мы хотим, чтобы ребенок справлялся с нагрузками, надо учитывать его возможности.
Есть еще несколько направлений работы школы по сохранению и укреплению здоровья, работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительная работа, просвещение учителей и родителей. Хочу лишь подчеркнуть, что это в комплексе и есть здоровьесберегающая школа.
Комментарии