Адольф Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Конкурс педагогического мастерства дает возможность реализовать эти задачи в полной мере. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности, для того чтобы поделиться идеями и повысить свою квалификацию.
С чего начинается любой конкурс? Прежде всего со способности проанализировать свою профессиональную деятельность. Происходит систематизация собственных находок, используемых технологий, дидактического материала. Анализируя свои наработки, учитель старается определить и сформулировать сущность собственного опыта, продемонстрировать результативность и показать условия эффективности. То есть учитель проводит большую исследовательскую работу по обобщению своей педагогической компетенции.География конкурса «Сто друзей» постоянно расширяется. В этом году своими работами нас порадовали педагоги начальных классов из Республики Хакасия, Красноярского края, Самарской, Новосибирской областей и Москвы.Самыми популярными оказались номинации «Сценарий урока (занятия), созданный в соответствии с одним из действующих федеральных государственных образовательных стандартов по любому предмету, на любую тему и для любого класса (курса)» и «Материалы по внеурочной деятельности (сценарий внеклассного занятия по предмету, разработка проекта, исследования, спектакля, идея дискуссии и так далее)».После конкурса наступает период профессиональной рефлексии. Задача экспертов – помочь педагогам проанализировать конкурсные материалы, чтобы в дальнейшем они смогли избежать ошибок и достичь желаемых результатов.В положении конкурса есть раздел «Требования к конкурсным материалам». Он совсем небольшой, и требования предъявляются вполне реальные. Но, к сожалению, не все участники внимательно ознакомились с ними.Одно из требований – оформление титульного листа. В положении четко перечислены данные, которые необходимо указать. Очень неудобно знакомиться с работой, если не указана номинация. Конечно, эксперт определит, к какому разделу нужно отнести материал. Но почему самому конкурсанту не сообщить то, что положено, и не затруднять работу жюри?Каждый педагог знает, что правильно поставленная цель и подобранные задачи – залог хорошего урока или мероприятия. Поэтому необходимо досконально продумывать их и грамотно прописывать в конспекте. Некоторые цели, если честно, вызывают недоумение.Многие авторы используют презентационное сопровождение, что, безусловно, делает материал более наглядным и ярким. Но для того чтобы музыкальные файлы, встроенные в презентацию, звучали, их необходимо присылать в папке вместе с самой презентацией. Кроме того, очень неудобно, если в разработке не указано, в какой момент используется тот или иной слайд. Или же есть пояснения, но они бессистемны. Например, с 1-6-м слайдами все понятно, а затем сразу идет слайд №15, далее почему-то слайд №13. Совершенно непонятно, как действовать с презентацией по такой инструкции. На мой взгляд, это осложняет работу не столько эксперта, сколько самого учителя.Хотелось бы сказать про оформление материалов. Желательно использовать одинаковый шрифт на протяжении всей разработки. Иначе складывается впечатление, что фрагменты взяты из разных источников, что не придает значимости материалу. Убедительная просьба – просматривать свои готовые работы. Вызывает удивление, когда в конкурсных материалах обнаруживаются посторонние документы. Ну и, конечно, необходимо обращать внимание на качество используемых иллюстраций! Расплывчатые, некачественные изображения придают небрежность всей работе.Особое внимание нужно уделить авторству конкурсных материалов. В нашем положении этот нюанс досконально оговаривается:1. К нашему методическому состязанию допускаются только оригинальные авторские разработки, ранее нигде не опубликованные и не участвовавшие в других педагогических конкурсах.2. Если вы используете чужие идеи, цитаты, разработки – любое чужое творчество, – обязательно указывайте источники. Также обязательно прилагайте список использованной литературы.Некоторые авторы предоставляют список использованных источников. Но хочется напомнить, что иллюстративный материал, используемый в презентациях, также имеет авторство, и его необходимо указывать. Адрес должен быть конкретным, а не «Интернет. Википедия». Это то же самое, что написать: «Москва. Библиотека»! Согласитесь, невозможно найти первоисточник по такой ссылке.Конечно, при подготовке сценария урока или внеурочного занятия мы можем пользоваться плодами чужих трудов. Но не является оригинальным продуктом материал, составленный полностью из фрагментов чужих работ, с низкой авторской уникальностью. В чем состоит авторство в таком случае? В том, что педагог удачно составил мероприятие на основе работ своих коллег? И совершенно поражает, когда на конкурс представлен чужой материал, где заимствовано все вплоть до оформления!Среди конкурсных материалов хочется отметить внеклассное мероприятие «Яблочный день» в форме квеста по предмету «Окружающий мир» для учеников 2-го класса, представленное учителем начальных классов абазинской средней школы №50 Республики Хакасия Ольгой Анатольевной Малыхиной. На протяжении всего мероприятия учащиеся не только получают новые сведения о православном празднике «Яблочный спас», но и выступают активными участниками. Вот только к данному мероприятию явно не хватает презентации.Замечательным уроком поделилась Валентина Васильевна Феоктистова, учитель начальных классов средней школы №11 города Абакана Республики Хакасия. Урок литературного чтения «Живи, родник, живи!» для 3-го класса представлен в форме личностно ориентированного урока-образа. На уроке такого типа воспитательная цель является основной, на которую работают задачи урока. Урок в логике блочно-модульной технологии В.В.Шогана состоит из пяти микромодулей:I. Микромодуль-мотивация (желание узнать что-то новое).II. Микромодуль-образ (переживания, жизненные впечатления).III. Микромодуль-анализ (понимание, осмысление).IV. Микромодуль-действие (сочинения, поделки, рисунки).V. Микромодуль-проповедь (итог урока, идея, взгляд).На каждом этапе учащиеся делают выводы, изучая бытовые проблемы, самостоятельно выводят жизненные истины. В ткань урока очень изящно вплетена работа по анализу литературного произведения – рассказа Валентины Осеевой «Бабка».Учитель профессионально использует разные формы работы с классным коллективом: учащиеся работают в группах, в парах, индивидуально.Урок сопровождается презентацией, музыкальными и видеофрагментами. Весь дополнительный материал бережно собран в папку. Этот ресурс – замечательное подспорье для коллег! Просто бери и проводи! Мне самой захотелось посетить данное мероприятие в роли ученика. Большое спасибо, Валентина Васильевна, за потрясающие идеи, аккуратное оформление и эмоциональное настроение, которое сопровождает всех участников учебно-воспитательного процесса на протяжении всего урока!Конкурс предоставляет возможность не только обогатить свой опыт и поделиться собственными профессиональными идеями, но и открыть в себе ту глубину творческих способностей, о которой, возможно, вы сами не подозреваете. Новых вам открытий, интересных идей, творческих побед, уважаемые коллеги!Татьяна КАСАТИНА, учитель начальных классов средней школы №4 Каширы Московской области, эксперт «Учительской газеты» по начальному образованию
Комментарии