search
main
0

От законов Хаммурапи до школьной конституции ХХI века

Путь возникновения и утверждения теперь широко распространенного понятия прав человека, основанных на уважении его личного достоинства, длителен и непрост. Уже в самые давние, доисторические, времена, объединяясь по признаку рода, племени, люди создавали правила поведения, подчиняясь которым было легче выжить. Так появились первые моральные нормы, часть которых с образованием государств стала закрепляться специальными распоряжениями, указами правителей и превратилась в обязательные требования. Они получили названия юридических, или правовых норм, за соблюдением которых государство строго следило, а за нарушение их наказывало. Предположительно закрепляющие правовые акты, юридические нормы существовали уже в древнем Шумере, но достоверно известно о законах Хаммурапи в Вавилонии (ХVIII в. до н.э.), которые в основном защищали частную собственность.
Заметим, однако, что уже в Древней Греции появилась идея права как всеобщей принадлежности. Она была выдвинута философами-стоиками, которые утверждали, что “права не являются конкретными привилегиями граждан в конкретных городах, но являются чем-то, предоставляемым каждому человеческому существу, где бы оно ни было, уже на том основании, что оно является человеческим и разумным. Последователями стоиков были римские законники и, в частности, Цицерон, который перевел философские идеи стоиков на юридическую латынь. Однако, как известно, Древняя Греция и Древний Рим были рабовладельческими государствами, где идея всеобщих и равных прав человека была неосуществима, равно как и в средние века, когда первенство прав феодалов над правами их вассалов также неоспоримо. И только в ХVIII в. сначала в США был принят Билль о правах (1776 г.), а затем во Франции провозглашена Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). В этих документах утверждалось равенство всех людей в правах, принадлежащее им от рождения. В наше время принцип недискриминации стал одним из основополагающих для Международного билля о правах человека, где воплощены самые прогрессивные взгляды мирового сообщества по вопросам прав личности. Правда, ни в одном из созданных до ХХ в. юридических документов не упоминались дети как самостоятельные субъекты права. Подразумевалось, что их интересы естественным образом совпадают с интересами родителей, более того, взрослые лучше знают, в чем нуждается ребенок, поэтому выделять их в отдельную категорию граждан нет необходимости.
Только в ХХ в. мысль о защите прав и интересов детей, нуждающихся в особом внимании общества, нашла свое отражение в ряде международных юридических документов, что повлекло за собой необходимость ознакомления детей с некоторыми юридическими понятиями, формирования у учащихся школ основ правовой воспитанности.
В преподавании прав ребенка, прав человека прослеживается та же последовательность, которая характерна для усвоения любых понятий. В этой последовательности выделяются три важнейших этапа:
I – знание о существовании прав;
II – понимание их сущности, смысла;
III – стремление воплощать эти права в действительность.
Особенностью нашего общества является то, что не только дети, но и многие взрослые, в том числе педагоги, не знают о существовании Конвенции о правах ребенка, некоторые слышали о Законе “О правах ребенка”, но не читали его. Как показывают социологические опросы, лишь единицы по-настоящему знакомы с содержанием этих документов, но большинство хотели бы восполнить пробел. Поэтому предлагаемый спецкурс “Права ребенка” имеет двоякую нацеленность: на детей и на взрослых, на учащихся и на учителей. В этом учебном предмете, как ни в каком другом, очень важна позиция педагога, его готовность следовать не “букве, но духу” закона.
Некоторый минимальный объем сведений об истории создания важнейших документов, защищающих права детей, дан далее в главе IV, после чего 1-й этап в преподавании прав ребенка можно считать завершенным. Но это только начало в очень непростом усвоении новых для нас понятий, где самым сложным, пожалуй, является 2-й этап, на котором должно быть достигнуто понимание значения и глубинной сущности этих прав. Основная сложность заключается в том, что наличие прав у ребенка, причем прав не декларативных, а реальных, противоречит сложившимся десятилетиями авторитарным устоям нашего общества. Тем более что все это восходит к еще более глубинным особенностям менталитета нашего народа, у которого в числе первых педагогических памятников числится “Домострой”. Это произведение содержало передовые для своего времени мысли о воспитании детей, но сейчас воспринимается как воплощение диктата старших, подавляющих волю и любое стремление к инакомыслию у младших по возрасту или положению. Между тем понятия права и морали теснейшим образом взаимосвязаны. По-настоящему законопослушным является человек, у которого воспитана правовая культура: не страх перед наказанием за нарушение закона, а сознание правильности, справедливости юридических норм и правил, их пользы не только для государства, но и для каждого гражданина.
В правовом, демократическом государстве, построение которого является нашей задачей, основной юридический постулат звучит для нас, воспитанных в тоталитарном обществе, по меньшей мере неожиданно: интересы личности абсолютны, интересы государства относительны. Декларативный лозунг бывшего Советского Союза “Все во имя человека, все для блага человека” отступал в реальной жизни под напором призывов типа “Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей” или “Сегодня не личное главное, а сводки рабочего дня”. Для многомиллионной армии (распространенное словосочетание) жителей СССР общественное всегда было или должно было быть выше личного: “Лес рубят – щепки летят”. Задачей же правового общества является формирование у каждого человека убеждения в самоценности личности, чувства собственного достоинства.
Именно эти два качества являются основополагающими в процессе формирования личности в демократическом обществе, где превыше всего ценится свобода личности, ее человеческие и гражданские права. Правда, акцент на самоценности, своей значимости может привести к формированию эгоцентрической установки типа “Обеспечьте мне, так как я имею право”. Поэтому одновременно с воспитанием чувства собственного достоинства чрезвычайно важно разъяснить такую особенность цивилизованной реализации прав человека, как равноправие. Эта особенность в реальной жизни может быть выражена формулой: права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Следовательно, чувство собственного достоинства, осознание самоценности своей личности должны сопровождаться чувством ответственности, основываться на взаимном уважении людей, их миролюбии, терпимости.
В школьной жизни это положение о необходимости соотносить свои права с правами других людей можно разъяснять одновременно с обсуждением правил школьной дисциплины. Попутно уместно будет заметить, что не существует прав без обязанностей и что даже в самой демократической стране и в самой хорошей, свободной школе без дисциплины нельзя добиться хороших результатов. Правда, стоит помнить и о том, что до последнего времени в школьных правилах перечень начинался обычно со слов: “Школьник обязан…” И до сих пор многие учителя считают, что ученики сначала должны усвоить обязанности и только потом – права.
Таким образом, правовая воспитанность, правовая культура основываются на таких важнейших характеристиках личности, как чувство собственного достоинства, осознание самоценности личности, уважение к окружающим, миролюбие, терпимость.
Формирование этих качеств в рамках спецкурса “Права ребенка” возможно в процессе использования различных форм учебной работы, среди которых выделяются такие, как рассказ, беседа, игра. Их можно применять, начиная с первого класса, а в более старшем возрасте будут уместны дискуссии, конференции, обсуждение сочинений, реальных ситуаций с применением правовых норм, “экспертиза” или комментирование действующих юридических актов, составление документов для местного использования (например, “кодекса чести” для своего класса, “Школьной Конституции” и т.д.). Интересные результаты может дать проведение специального анкетирования в начале и в конце преподавания спецкурса. Для младших школьников анкетирование заменяется устным опросом.
Анкетирование или опрос, проведенные в начале занятий по спецкурсу, дают учителю ориентир, на каких аспектах стоит остановиться подробнее, а заключительные подводят, естественно, итог проделанной работы.
Предлагаем примерный перечень вопросов для проведения анкетирования. По возможности анкету желательно делать анонимной с преобладанием закрытых вопросов (т.е. давать альтернативы ответов для выбора).
1. Что такое право?
2. Какие права есть у тебя?
3. Достаточно ли прав у детей? (да, нет, не знаю).
4. Какую роль играют права в жизни человека? (очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, не знаю).
5. Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважались? (да, нет, не всегда, не знаю).
6. Какие черты характера помогают добиваться человеку уважения его прав?
7. Как защищаются права человека в нашей стране? (хорошо, плохо, никак, не знаю).
8. Какие права ты считаешь самыми важными для человека?
9. Кто у нас больше всего нуждается в защите своих прав?
10. Что бы ты мог(ла) сделать для защиты прав других людей или своих?
11. Какие права ты включил(а) бы в “Школьную конституцию”, если бы ее составляли?
Одной из первых игровых форм на занятиях по спецкурсу “Права ребенка” можно предложить вариант “Ручейка”, когда ребенок медленно проходит между двух шеренг своих товарищей по классу. В это время каждый из стоящих в шеренге оказывает проходящему какой-либо знак внимания (похлопывает по плечу, поглаживает, пожимает руку и пр.) и говорит добрые слова. Эта игра ставит своей целью сформировать у играющих уверенность в себе и одновременно благожелательное отношение к окружающим, ибо ничто так не располагает к людям, не вызывает ответной реакции, как знак их внимания. Описываемое игровое действие желательно проводить не более двух раз за одно занятие, начав с менее уверенных в себе детей, но не являющихся совершенно изолированными в классе. В противном случае можно получить урок лицемерия.
Эффект доверия к окружающим одновременно с осознанием необходимости помощи специфической категории людей приносит игра в “Слепое доверие”. Она заключается в том, что несколько пар учащихся изображают “слепых” и “поводырей”, в то время как остальные наблюдают за их действиями. Количество пар зависит от наполненности классов и степени их организованности. В небольших по составу коллективах играющими могут стать все сразу. “Поводыри” в течение нескольких минут водят “слепых” по помещению или направляют по голосу, давая им возможность ощупывать предметы руками или трогать ногами. Затем играющие меняются ролями, а в конце игры обмениваются впечатлениями. Это дает возможность обсудить не только проблемы, встающие перед людьми с физическими дефектами (кстати, на Западе для этой категории принят термин “люди с особыми запросами” или “с особенностями развития”), но и проблему доверия, взаимопонимания и взаимопомощи в обществе в целом.
К наиболее эффективным приемам учебной деятельности по усвоению понятия “права ребенка” можно отнести совместную выработку правил поведения в классе, своеобразного “Кодекса чести” для учащихся. Это может быть организовано в форме коллективной, групповой или индивидуальной работы в зависимости от возраста учащихся: чем старше дети, тем более самостоятельным будет их участие. Важно, чтобы прослеживалась четкая взаимосвязь между правами и обязанностями. Вначале учитель интересуется, чего дети хотели бы добиться, а затем – что для этого необходимо сделать. Например, учитель говорит: “Каждому хочется чувствовать себя хорошо (уютно, в безопасности) в нашем классе. Для этого надо, чтобы никто не обижал товарищей, не дрался, не дразнился” и пр.
Можно вообще вначале составить список пожеланий, высказанных устно младшими школьниками, поданный письменно (можно анонимно в специально подготовленный ящик, коробку, папку) старшеклассниками. Затем совместно обсуждается весь перечень и отбирается необходимое. Желательно, чтобы итоговый список был возможно более кратким и четким. Из оставшихся пожеланий ученикам предлагается выбрать и обосновать те, которые, по их мнению, отражают их реальные и закономерные потребности как членов общества. После дальнейшего согласования, где необходимо добиться согласия всех на принятие правил, их перечень соответственно оформляется и вывешивается в классе.
Таким может быть первый и действенный шаг по разъяснению учащимся необходимости выполнения правовых норм. В дальнейшем проблемы могут возникнуть, если принятые правила будут нарушаться учителем или учениками или разойдутся с требованиями других учителей или администрации. В этом случае организуется обсуждение, почему произошло нарушение и что необходимо предпринять для предотвращения рецидивов. Возможно, дети придут к выводу, что сформулированные ими правила не совсем справедливы и ущемляют права других. Тогда понадобятся изменения, но в любом случае поддержание порядка, основанного на общем согласии, потребует меньше усилий, чем дисциплина, основанная на контроле. Но главный результат проделанной работы будет заключаться в том, что от школьных правил легко можно перейти к обсуждению законов и норм, действующих не только в стране, но и во всем мире. Так устанавливается последовательность: от желаний к потребностям, от них – к правам и обязанностям и далее – юридическим нормам человеческого общежития, которые можно также соотнести со статьями Конвенции и Закона “О правах ребенка”.
Проблему нарушения прав ребенка, прав личности вообще можно раскрывать также посредством игровых форм. Здесь уместным будет оттолкнуться от формирования понятия “человечество”, “человеческий” и прийти к антонимам – “бесчеловечный”, “нечеловеческий”. Вначале можно предложить детям вообразить ситуацию контакта с инопланетянами, например, попросив снарядить космический корабль, отправляющийся к другим планетам. Какие предметы, наиболее ярко и доступно рассказывающие о жизни на Земле, следует поместить в этот корабль и почему? Эта работа тоже может быть организована со всем классом одновременно, группами и индивидуально.
В качестве варианта можно вообразить посещение класса “пришельцами”, роль которых возложить на какой-нибудь обычный предмет в необычном положении (например, стопка книг, увенчанная мячом, свернутый в трубку плакат с нарисованными органами чувств: одним глазом, двумя ртами и пр.). Этим “пришельцам” надо рассказать о себе так, чтобы они поняли, кто такие люди, как они живут, что их отличает от животных и т.д. Все это поможет детям осознать себя представителями человечества, ответственными за его дела. Можно также начать разговор о том, что приятно рассказывать о людях, чем хочется гордиться, а о чем возникает желание умолчать. Какие ошибки совершают люди, как это отражается на окружающих, можно ли предотвратить наносимый вред и что для этого надо делать? Такова одна из последовательностей преподнесения знаний о правах и ответственности, защите прав личности.
В более старшем возрасте эту логическую последовательность можно продолжить, предложив учащимся создать общество прав человека (ОПЧ). Продумать план работы, распределить обязанности, создать эмблему общества и членские билеты с этой эмблемой, завязать связи с другими аналогичными обществами или общественными организациями, занимающимися проблемами прав человека. Предложить детям внимательно пронаблюдать заседание парламента (например, во время специальной телепередачи) и проанализировать затем работу над законопроектами. Если возможно, организовать посещение суда, чтобы пронаблюдать, как законы приводятся в действие. В классе можно воссоздать модель парламента или разыграть суд с присяжными заседателями. На заседании “суда” рассмотреть конкретную ситуацию с нарушением одной из статей Закона “О правах ребенка”. Примеры нарушений прав ребенка можно почерпнуть из прессы, предложив проанализировать конкретным членам ОПЧ разные периодические издания. Интересно будет соотнести выводы и решения, к которым придут члены ОПЧ после проведения своего “судебного заседания”, с действительной картиной дальнейших событий. В этом случае дети получат конкретные ответы на некоторые из вопросов анкеты, приведенной выше.
Предлагаемые формы работы можно дополнять и разнообразить в соответствии с возможностями учителя и желаниями учащихся. В этой деятельности как нельзя более кстати творческий поиск и инициатива педагога. Однако главным остается позиция учителя – не смотреть на детей сверху вниз, не говорить им, что они маленькие, вырастут – узнают, а на равных обсуждать с ними важнейшую проблему – права человека.

Людмила СМАГИНА,
кандидат педагогических наук
Минск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте