search
main
0

От талантливого до бездарного один шаг

Смотрел телевизор. Среди рекламы, западных “киношедевров” и прочего на глаза попался анонс авторской передачи писателя Михаила Веллера. Будучи когда-то если не поклонником, то уж точно внимательным читателем его произведений, решил дождаться самой передачи – посмотреть на сегодняшнего Веллера.
Помню в начале 90-х гг. потрясающую популярность рассказов Михаила Веллера. “Приключения майора Звягина” перечитывал раз сто – выручало в любой трудный момент, действуя как замечательный аутотренинг. Помню, как Звягин орал, распаляясь, на умирающего от рака парня, пытаясь вернуть того к жизни:
“- Мы все уйдем, и останемся только в наших делах и в памяти людей. И доколе живут эти дела и живет память – мы тоже живем, это все, что нам остается и после смерти. Так не дрожащей тварью, которая своим ужасом и страданиями терзает души близких, а опорой, образцом для подражания, достойнейшим из достойных, сильнейшим из сильных, недосягаемо высоким примером того, как должен жить и уходить из жизни настоящий человек! Тогда это – не страшно, тогда превыше всего в человеке гордость своим мужеством, своей силой…”
Удивительные по своей насыщенности строки! Энергетика, бьющая из каждого слова. Желание после прочтения идти и “сворачивать” горы. Но все-таки веллеровской вершиной, триумфом были именно “Легенды Невского проспекта”. Живо, остроумно написанные, легко читаемые, многократно перечитываемые… Потом он выпустил вторую часть (хотел покататься на том же коньке) – повтор триумфа не состоялся. Но убил мой интерес к Веллеру увесистый фолиант “Все о жизни”. Хлам был откровенный. Про “Самовар” я вообще молчу – к литературе это не имело никакого отношения.
Вернемся во времена сегодняшние, к показанной на питерском ТВ “веллеровской двадцатиминутке”. Что это за жанр – поясняю. Автор просто рассказывал свои старые, многократно всеми перечитанные “Легенды”. Спрашивается, зачем? Это уже многократно издано, прочитали все, кто хотел, а кто не хотел и слушать не будет. Что еще очень неприятно удивило – манера рассказа. Как будто писали и рассказывали два принципиально не схожих друг с другом человека: нудно, долго, неинтересно, с массой никому не нужных подробностей. Я прямо зазевал.
Еще раз вопрошаю: к чему это все? Ответ, по-моему, один: Веллер совершенно исписался, оказавшись, к сожалению, рядовым “калифом на час”. И вот теперь для поддержания былого реноме он выступает с хохмочками (посредственно исполненными) в вечерних “сколькотоминутках”. Смотреть неприятно.
А что было? Году в 92-м многие журналисты пытались взять у автора интервью, бегали за ним, а он высокомерно отказывался, предпочитая оставаться загадочным “инкогнито”. Заперся, видите ли, в своем загородном эстонском доме, творит шедевры и до нас снизойти не считает нужным. А теперь… Вот она, слава-вертихвостка…

Юрий ЭЭЛЬМАА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте