«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы успешно человек ни окончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более опытных педагогов…» – писал знаменитый педагог Антон Макаренко. Его слова не потеряли актуальности и в наши дни.
От окончания вуза до профессионального становления огромная пропасть. Наставничество – это мост от теории к реальности, по которому молодой педагог проходит уверенно, ведь методически грамотно выстроенная поддержка – это главное в личностном развитии. Учитель-наставник передает не только накопленный опыт, но и нормы нравственных ценностей. Несомненно, характер совместной работы должен быть двухсторонним. Учитель-наставник добровольно и с интересом желает делиться опытом, а молодой педагог готов не только прислушиваться к наставнику, но и вносить новые идеи, делиться нестандартным подходом с использованием инновационных технологий. Плоды такого взаимодействия не заставят себя долго ждать, молодой педагог раскроется в профессии, сумеет самореализоваться.
В нашу школу в последние несколько лет пришли работать молодые педагоги по разным дисциплинам. Наставничество – важнейшая составляющая методических объединений. Я поделюсь опытом наставничества с молодым специалистом начальной школы.
В прошлом году к нам пришла молодая учительница без опыта работы. Методическое объединение начальной школы разработало персонализированную программу наставничества на один учебный год. Мы ее разбили на четыре блока, за каждый из которых отвечал опытный учитель:
– 1‑й блок – нормативные документы, работа в МЭШ;
– 2‑й блок – индивидуальный маршрут:
– выявление пробелов;
– взаимопосещение уроков;
– совместная подготовка сценариев урока;
– мониторинг и рефлексия эффективности совместной деятельности;
– 3‑й блок – работа с детьми с ОВЗ;
– 4‑й блок – воспитательная работа в школе, работа с родителями.
Педагоги встречаются в свободное от уроков время. Наставник отвечает на возникающие вопросы, делится наработками, совместно составляется сценарий урока с использованием библиотеки МЭШ, если у молодого специалиста возникают проблемы, опытный коллега дает советы исходя из личного опыта. Наставник помогает в организации мероприятий, координирует участие начинающего педагога в общешкольных мероприятиях, профессиональных конкурсах, ученических олимпиадах.
Перед собой мы поставили цели:
– повысить профессиональную компетентность молодого специалиста;
– повысить мотивацию к работе у начинающего педагога;
– повысить уровень методической культуры всех участников программы наставничества;
– развить навыки общения, принятия решения, работы в команде;
– повысить педагогическое мастерство всего учительского коллектива школы.
Правильно выбранные формы методического сопровождения молодого педагога позволили достичь следующих результатов по итогам первого года работы:
– у молодого учителя снизился уровень тревожности и стресса при работе с детьми, родителями, коллегами и руководством школы;
– появился навык ведения электронного журнала и прочей документации;
– повысился уровень организации экскурсий и классных мероприятий;
– учитель участвовала в предметных неделях и общешкольных мероприятиях воспитательной направленности;
– проводя открытые уроки, учитель получила положительную оценку коллег и администрации школы;
– педагог прошла курсы профессиональной подготовки «Методы преподавания математики в начальной школе»;
– ее ученики стали призерами олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», приняли участие в Московском детском чемпионате «Мастерята».
Опыт наставничества внес оживленность в наше методическое объединение и еще больше сплотил коллег.
Пройдя путь наставника, считаю, что не имеет значения, какую методику ты используешь, главное, чтобы это позволило создать ситуацию успеха у молодого специалиста.
Можно смело делать вывод: наставничество помогает молодому педагогу гораздо быстрее достичь профессиональных успехов, легче адаптироваться к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии и стать настоящим учителем.
Елена РЯБИНИНА, учитель начальных классов школы №2109
Комментарии