search
main
0

От сердца к сердцу. Скрытые музыкальные способности есть у всех

Омское государственное музыкальное училище с 1963 года носит имя Виссариона Яковлевича Шебалина – крупного композитора, общественного деятеля, известного педагога и своего первого выпускника. Это учебное заведение по праву считается одним из лучших в России. Задуманное в 20-х годах прошлого века как консерватория, оно готовит не просто виртуозов, но наставников виртуозов: учителей музыки в самом широком смысле – преподавателей, концертмейстеров, руководителей художественных коллективов.

Омск, в советское время трудившийся на «оборонку», город скорее рабочий, чем культурный. Но вся культурная жизнь города так или иначе связана с Шебалинкой. Среди ее выпускников: Елена Калугина, основательница Государственного омского русского народного хора; Надежда Живодерова, заслуженная артистка России, «вечная женственность» Омского театра драмы; Александр Цыганков и Юрий Вострелов, народные артисты России, профессора Гнесинки и члены жюри международного конкурса исполнителей на народных инструмента «Лира Прииртышья», итальянская примадонна Этери Гвазава, которая иногда поет для земляков. Юные омичи учатся познавать прекрасное в музыкальных школах и школах искусств у педагогов, в большинстве своем вышедших из стен Шебалинки. Вильгельм Шпет и Василий Вятских теперь почти классики: один считается лучшим детским педагогом-скрипачом Омска, другой стал создателем городской виолончельной школы. Впрочем, современники им не уступают.

«Музыкальный доктор» Елена Дикаева, еще учась на третьем курсе, задумалась о целительной силе музыки. Занимаясь с больным ребенком, она поняла, что для особенных детей нужны особенные условия и методики. И начала их создавать. В 2000 году, выиграв грант Детского фонда ООН – ЮНИСЭФ, вместе с коллегами из детской школы искусств №14 принялась реализовывать свою программу. Дети, многие из которых не умели даже сидеть, занимались вокалом, рисованием и лепкой, ритмикой, игрой на разных инструментах. Оказалось, что под влиянием прекрасного могут отступать церебральный паралич и психические расстройства.

– В общении ребенок учится говорить, получает навыки и информацию. В музыкальной школе это легко обеспечить: сначала индивидуальные занятия, затем ансамбль, а потом оркестр, при этом детки больные общаются со здоровыми, поэтому они избавляются от комплексов и социализируются, – объясняет Елена Сергеевна. «Нет необучаемых детей, есть неподходящие методики» – девиз Дикаевой, теперь преподающей свою науку излечения будущим педагогам-музыкантам Омского государственного университета.

«Изобретатель радости» Сергей Белецкий, заслуженный работник культуры РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации, известен миру революционным методом обучения. Музыку можно воспроизводить и записывать как человеческую речь, а изучать сложную нотную грамоту совсем необязательно – такова его суть. Разрушает стереотипы Сергей Владимирович с помощью собственного изобретения – «говорящего пианино». Каждая клавиша поет человеческим голосом. Слова-ноты несложно запомнить, а затем подобрать мелодию. Новаторский подход Белецкого уже оценили за границей, но для него самого важнее чувствовать благодарность своих маленьких учеников. Людей, которые не могут петь, нет, считает он, а главное – не должно быть! Скрытые музыкальные способности есть абсолютно у всех, и этим необходимо пользоваться. Петь человеку так же необходимо, как дышать или говорить.

– Сегодня в музыкальной школе предметы изолированы друг от друга. Задачи и цели педагога по специальности – выучить положенное количество пьес, гамм, вовремя их сдать и… И опять по тому же кругу, – рассказывает Сергей Владимирович. – Получается, что главное в музыкальной школе – музыка, а не ребенок. Сам процесс обучения в школе гасит в детях радость. Предложенный мной принцип в десятки раз сокращает процесс познания музыкального языка, способствует развитию слуха. В экспериментальной детской музыкальной школе, где я работаю, мы за первый год обучения проходим всю теорию музыки, а второй и третий год – это уже практическое освоение гармонии в объеме 1-2-го курса музыкальных училищ.

К своему 85-летию, состоявшемуся два года назад, Омское музыкальное училище имени В.Шебалина получило долгожданный подарок от властей: открылся второй учебный корпус. Здание, в котором оно располагалось с 1963 года, давно не соответствовало никаким нормам. 240 студентам плюс 160 ученикам в музыкальной школе при училище было катастрофически тесно. Теперь площади увеличились в два раза – появилась возможность открыть компьютерные классы, расширить библиотеку. Впрочем, ничто не могло и не может помешать педагогам Шебалинки выполнять свою миссию, которую ее директор Николай Якуничев определяет словами Генриха Нейгауза, крупнейшего пианиста и педагога, профессора Московской консерватории: «Святая роль учителя музыки – духовное обогащение нации!»

Пожалуй, ни в каком другом учебном заведении не найдешь таких преподавателей. И дело не только в высоком профессиональном уровне – музыкальном и педагогическом, а в самоотверженности и бескорыстном служении делу. Причем не отдельных личностей, а всего коллектива. А личности здесь все. Лауреат международных и всероссийских конкурсов аккордеонистка Людмила Белецкая, по инициативе которой организована экспериментальная лаборатория музыкального образования, в прошлом году стала победителем IX Всероссийского конкурса «Женщина – директор года». Валентина Патрашова, одна из старейших педагогов Шебалинки, воспитавшая Александра Цыганкова и практически возродившая в Сибири искусство игры на домре. Борис Сафонов, по собственной воле взявший шефство над заключенными, стал создателем первого в системе управления исполнения наказаний духового оркестра.

Преподаватель Шебалинки и примадонна Омского музыкального театра Ирина Трусова, заслуженная артистка России, лауреат международного и всероссийских конкурсов, открыла свои педагогические секреты, которые можно назвать общими для всего коллектива училища. В вокальном классе Трусовой все построено на взаимоуважении с первых уроков. «У меня в театре много работы, но пропускать уроки не в моих правилах. Если в театре репетиция или концерт, я обзваниваю всех и предупреждаю об изменениях в расписании. Уважительное отношение с моей стороны порождает ответное со стороны учащихся – это первый секрет. Секрет второй: каждый урок – результативный. Не бывает пустых уроков. Ученик может нервничать, быть расстроенным или рассеянным – нужно сразу найти причину непонимания и выстроить работу. Любой урок – выкладка на 100 процентов. Никакие жалобы и капризы не могут быть поводом отмены занятия. Секрет третий: урок – всегда поиск взаимопонимания. Я предлагаю свои приемы и требую анализа их учеником. Сначала это трудно, потом входит в привычку. Только тогда ученик может запомнить свою работу».

В июле этого года в центре Омска состоялось открытие восстановленного из небытия знаменитого в Сибири Успенского собора. Зрители были потрясены выступлением пятидесяти маленьких омичей, исполнивших сложнейшее музыкальное произведение «Богородице, Дево, радуйся!», которое переложил для детских голосов Николай Якуничев, директор Шебалинки. Музыка – это когда от сердца к сердцу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте