search
main
0

От семечки до оранжереи,. или Надежная прививка от звездной болезни

Не над детьми, не вместо них, а вместе с ними – так выразила свое педагогическое кредо Юлия Анчиполивская (Высиканцева), учитель английского языка Николаевской школы Камчатского края. Что стоит за этими простыми словами, можно было наглядно увидеть на ее конкурсном уроке. У девочки, вызвавшейся ответить на вопрос у доски, картинка никак не хотела вставать на нужное место. Было видно, как сильно ребенок волнуется – надо же, подвела молодую и обаятельную учительницу. А Юлия Сергеевна улыбнулась ободряюще, взяла в свою руку ладошку девочки и, что-то приговаривая, стала ее легко потряхивать, чтобы снять напряжение. Непокорная картинка вскоре заняла свое место. «А вы еще к нам придете?» – искренний детский вопрос стал лучшей оценкой урока.

Стать учителем ей было суждено. Мама Татьяна Валентиновна Ревенок – завуч по учебно-воспитательной работе в Николаевской школе. Здесь же работала учителем начальных классов бабушка Лидия Ивановна Муханова. В школу Юля пошла с шести лет. В классе всегда ходила в лидерах. И не то чтобы стремилась быть главной, просто само собой получалось. Без всякого шума и крика ей удавалось разрешать возникающие в маленьком коллективе споры и раздоры. Умела дружить и хранить чужие тайны. Недаром в выпускном классе на шутливый вопрос «К кому бы вы обратились в первую очередь, если бы потребовалось списать задание?» весь класс единодушно написал в графе имя Юлии. Самостоятельная в суждениях, она научилась не зависеть от общего мнения. Хотя чего греха таить, учительским детям приходится несладко в коллективе. С них, как правило, всегда особый спрос. К тому же они заложники родительского авторитета. Если что, незамедлительно следует упрек: надо же, а ведь сын или дочь педагога… – Юля с ранних лет отличалась самостоятельностью, – рассказывает Татьяна Валентиновна. – К примеру, в пятом классе записалась в музыкальную школу. Нет, вовсе не за компанию с подружками, что было бы вполне объяснимо. Сама решила, одна. Потом пришла домой и поставила перед фактом: буду учиться игре на пианино.Татьяна Валентиновна признается, что тогда вопреки своим принципам, не сказав ничего дочери, решила сходить к преподавателю музыкальной школы. Поделилась сомнениями: мол, не замечала особых талантов. Мудрая и опытная преподавательница успокоила: девочка не без способностей, научим, главное, что налицо большое желание, а это много значит. И действительно, Юля успешно окончила музыкальную школу по ускоренной программе за три года. Доводить любое начатое дело до конца – это у них семейное. Вот мама и опасалась тогда, вдруг дочь переоценила свои способности, возникнут слишком большие трудности. Рада, что ошиблась. В девятом классе Юлия снова удивила не только взрослых, но и своих сверстников. Она одержала победу в краевом конкурсе на знание английского языка, и ее ждала полугодовая стажировка в Америке. Правда, тут не обошлось без влияния тети, которая увлеченно преподавала детям Николаевской школы английский язык. Свою племянницу Наталья Валентиновна Шадманова влюбила в английскую речь буквально с пеленок, обнаружив у девочки способности к языку. Справедливости ради надо сказать, что Наталья Валентиновна не только у своей племянницы открыла этот дар. Ученики Шадмановой так же, как и Юля, благодаря победам в конкурсах получали возможность совершенствовать свой язык за рубежом. Но Юля была первой ласточкой. Чтобы поехать на полгода в чужую страну, она заранее сдала многие школьные предметы, чтобы не отстать от своих сверстников по возвращении. Усердия и трудолюбия ей не занимать. В группе из пяти человек, отобранных со всей Камчатки, Юлия, или –  как ее стали звать потом – Джулия, была самой младшей, все остальные – уже студенты.  Известно, в любой педагогической династии есть свои правила, передаваемые из поколения в поколение. У происхождения Юлиного кредо «Не над детьми, не вместо них, а вместе с ними», как видно, глубокие корни. Шутит, что в общении с собственным сыном Данилой она никогда не прибегает к «позе коршуна». То есть не стоит над ним строгим ментором, не контролирует каждый шаг. Данила, а в этом году мальчик пойдет в пятый класс, своими отличными успехами подтверждает – доверие приносит добрые плоды.Вспоминая о своем «американском периоде», Юлия Сергеевна отмечает несомненные плюсы той самостоятельной жизни. Как и все ее заокеанские сверстники, после учебы ходила работать в магазин. Научилась с пользой распоряжаться полученными за труд деньгами. И много других ценных для взросления личности качеств подарили ей эти полгода. Нет, она не «зазвездилась», как можно было ожидать по возвращении в родные пенаты. Прививка от этой болезни уже была. Это у них семейное – с себя спрашивать строго, а за все свои достижения и успехи благодарить обстоятельства и окружение.Конечно, на свои честно заработанные деньги Юлия-Джулия обновила гардероб. Кто упрекнет в таком естественном желании симпатичную старшеклассницу? Но одна из учительниц, придерживающаяся строгих нравов, не могла не сделать замечание, увидев девочку в модных джинсах и рубашке у себя на уроке. Мама Юлии на совет авторитетного, уважаемого педагога отреагировала мгновенно. Вместе пришли к компромиссному решению, что вовсе не трудно на уроки учительницы два раза в неделю надевать что-нибудь попроще. Зато на выпускном вечере хранительница строгих нравов, едва сдерживая слезы, призналась, что покорена обаянием личности своей любимой ученицы.  Николаевская школа хорошо известна не только в Елизовском районе, но и далеко за пределами Камчатского края своей инновационной деятельностью. Новой высотой для коллектива стала экспериментальная программа «Саморазвитие ученика и учителя в полисубъектном взаимодействии». Создание образовательной среды, которая обеспечивала бы процессы гуманизации образования, повышения креативности педагогов, создавала условия, максимально способствующие саморазвитию личности, если говорить научным языком – цель этой долгосрочной программы. И коллектив, поставив высокую планку, уверенно идет к успеху. На мой взгляд, самым важным достижением стало то, что здесь сумели соединить учение с увлечением. Это когда взрослым интересно учить, а детям нравится учиться. И наоборот, детям интересно учиться у взрослых, а взрослым нравится учиться у детей. Чему можно научиться у детей? Многому! А для начала хотя бы непосредственности и умению удивляться. Недаром опытный психолог, методист районного управления образования Алена Алексеевна Давиденко темой одного из обучающих семинаров для педагогов взяла корякские сказки. В простых сказаниях взрослые учились открывать глубинный смысл. То, что для детей очевидно и легко, их умудренным опытом наставникам удается увидеть не сразу. Трудно избавляться от стереотипов мышления. На занятиях «» взрослые учились проявлять свои творческие способности. Они позволили каждому из педагогов наметить точки роста. Все победы начинаются с победы над самим собой, над собственным нежеланием менять и меняться. Для Юлии Анчиполивской не представляло труда в 2011-м решиться на конкурс «Самый классный классный». Второе место в крае – отличный результат. Но для молодой учительницы он не самоцель. Более интересен процесс познания себя и своих возможностей – стимул для постоянного самосовершенствования.  За восемь лет работы в школе Юлия Сергеевна практически каждый год находит возможность для обучения на курсах, участия в семинарах. Три года повышала свой профессиональный уровень в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Специальность выбрала актуальную – государственное и муниципальное управление. Шутит: мол, теперь знает, как управлять людьми по науке, а не по наитию. Хотя в педагогике все-таки важно доверять своему чутью. Ведь не просто так Юлия Сергеевна на родительском собрании, прежде чем говорить о проблемах взаимоотношений в семье с детьми, дала каждому взрослому в руки пластилин. Почувствовала, только таким образом она сумеет разговорить людей намного старше ее, снять их зажатость. Что мы хотим от своих чад? Какими хотим видеть их? Податливый пластилин в руках навел на многие раздумья. Лепим по своему разумению. А какой отдачи ждем? Непросто расстаться с мифом о своем всемогуществе. Начни с себя – вот и первое ценное признание. Откровения мам и пап о своих проблемах во взаимоотношениях с детьми и желание преодолеть это непонимание дорогого стоят. Как сумела хрупкая учительница, которую не сразу и отличишь в толпе старшеклассников, добиться доверительной атмосферы? Завуч по инновационной работе Инна Анатольевна Соколова, которая присутствовала на конкурсе «Учитель года» в Москве, говорит о несомненном педагогическом таланте своей коллеги, таланте, уже помноженном на мастерство. Со своими подопечными Юлия Сергеевна претворила в жизнь немало замечательных проектов. И инициаторами, как правило, выступали сами дети. Один из них «С памятью в сердце, с добром в делах» родился после бесед со старожилами села. Николаевка получила свое название в честь царя Николая I, по приказу которого на Камчатку приехали крестьяне-переселенцы и основали село в благодатном месте, богатом и дичью, и рыбой, и различными лесными дарами. А почему до сих пор в селе нет памятного знака об этом событии? Работа над проектом объединила и ребят, и взрослых. Камень с надписью решили установить в центре села на площади. В октябре 2010 года к 167-летию основания села состоялось торжественное открытие памятного знака. Верно замечено, что у добра цепная реакция. Вскоре школьники задумали проект «От семечки до оранжереи», чтобы украсить место на площади красивыми цветами. Задумано – сделано. Проектная деятельность позволила объединить общей задачей учителей, учеников, родителей. Представьте, что каждый год претворяется в жизнь не менее шестнадцати проектов. Столько сейчас в школе классов-комплектов. Быть созидателем, участвовать в изменении окружающего мира – процесс увлекательный. В Николаевской школе растят творцов. Камчатский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте