Есть в Ставрополе очень старая, светлая, окутанная спокойствием улица. Именно в этом уголке города, несущем на себе печать многовековой истории, располагается гимназия №3. Для многих она стала вторым домом, где каждый окружен вниманием и заботой. Гимназии №3 в этом году исполняется 105 лет! Для истории это мгновение, а для гимназии – целая эпоха.
В далеком 1905 году, когда Ставрополь потрясали стачки, забастовки, митинги первой русской революции, началась история женской гимназии №3. Стены имеющихся в городе Александровской и Ольгинской женских гимназий не могли вместить всех девушек, желающих получить образование, поэтому родители обратились в Ставропольскую городскую управу с письмом, где высказали пожелание об открытии нового учебного заведения. 15 ноября 1904 года городское Общественное управление посылает попечителю кавказского учебного округа ходатайство об открытии в Ставрополе третьей женской гимназии. Ответ был неутешительным: «В настоящее время рассчитывать на пособие от казны нельзя, ибо новых кредитов на развитие женских гимназий нет». И все же городская управа изыскивает средства, и в августе 1905 года ставропольская женская гимназия №3 распахнула свои двери для юных учениц. Первые ученицы гимназии составили приготовительный и два первых класса. В перспективе число классов должно было увеличиться до восьми. И уже в 1907 году гимназия насчитывала 19 учителей и 179 учениц. Особо значимым явилось то, что новое учебное заведение было доступно людям всех социальных групп. Среди гимназисток были девочки из разных сословий – дворянки, девушки духовного звания, дочери почетных граждан города, купцов и военных, крестьянки. Так как дом, арендуемый у купца Ртищева, не был приспособлен для учебной деятельности, поиск средств на развитие гимназии продолжался. Их выделил под небольшой процент (50 тысяч рублей под 5 процентов годовых) банк наследников купца Макара Попова. Тогда же был создан попечительский совет 3-й гимназии.Место для постройки нового здания гимназии выбирали долго. В конце концов остановились на огромном пустыре, находящемся с южной стороны ограды старого, давно закрытого Варваринского кладбища, в центре которого находилась действующая церковь Святой Великомученицы Варвары. 19 сентября 1912 года гимназия переехала в новое помещение, которое выгодно отличалось от Александровской и Ольгинской женских гимназий изяществом и легкостью наружной отделки, богатством интерьеров. Высокие, наполненные светом коридоры и классные комнаты, просторный актовый зал, уютная библиотека, включающая богатый книжный фонд, и, конечно же, самоварная с кухней и столовой… Не было здесь только обычной тогда для всякого учебного заведения домовой церкви – гимназистки посещали расположенную рядом церковь Святой Великомученицы Варвары, и сама гимназия стала называться «Варваринская». По окончании гимназии девушки получали профессию домашней учительницы, а лучшим ученицам присваивалась «квалификация» классных наставниц. Более того, одна из выпускниц гимназии, Мария Вильно, впоследствии стала первым комиссаром народного просвещения Ставропольской губернии.После революции 1917 года здесь поочередно размещались 2-я советская школа (девятилетка), 1-я музыкальная школа (по другим источникам – музыкальный техникум), средняя школа №3 с десятилетним обучением.В годы Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. После захвата Ставрополя гитлеровцами в школе разместилась их воинская часть. При отступлении немцы пытались взорвать здание, но мощный взрыв разрушил лишь перекрытие актового зала. Само здание уцелело и впоследствии было восстановлено.Не всем выпускникам и учителям 3-й школы суждено было продолжить мирную жизнь. Напротив центрального входа в школу стоит памятник Герою Советского Союза Леониду Ивановичу Севрюкову, выпускнику 1939 года, погибшему в результате тарана немецкого самолета.После войны несколько раз менялся статус учебного заведения: с 1947 года здесь была женская средняя школа, с 1948 года – мужская, а с середины 1954 года здесь вновь было введено совместное обучение мальчиков и девочек.Сохранение памяти прошлого – основополагающая установка гимназии, служащая связи времен и поколений. Но 3-я открыта и для нового.Большое внимание в гимназии уделяется выявлению одаренных детей и работе с ними. Ежегодно сотни гимназистов, начиная с самых младших и заканчивая выпускниками, принимают активное участие в различных конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях и неизменно завоевывают кубки, медали, грамоты и дипломы. Педагоги стремятся найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь раскрыть ему свой талант и найти адекватное применение его способностям.На протяжении последних 5 лет здесь отрабатывалась программа многопрофильного обучения в условиях гимназии. В рамках эксперимента создана модель многопрофильной школы, в которой каждый ученик может построить свою траекторию интересов на основе индивидуального учебного плана. С декабря 2009 года коллектив гимназии, продолжая реализовывать программу многопрофильного обучения, начал работу по созданию качественно новой модели общеобразовательного учреждения – модели гимназии, основанной на интеграции содержания и технологий современного общего и профессионального образования. Актуальность данной проблемы обусловила выбор новой темы экспериментальной работы «Интеграция содержания и технологий современного общего и профессионального образования». Осуществляется работа совместно с учеными Ставропольского государственного университета, Московского государственного технического университета, Ставропольского регионального отделения Международной общественной организации «Международная академия аграрного образования», с политехническим колледжем №31 Москвы.Основой конструирования модели параллельного обучения в системе «школа – колледж – вуз» выступает организация единого образовательного пространства на основе интеграции общего и среднего профессионального образования. Коллектив гимназии активно работает над формированием системы дистанционного обучения, которая включает учебную деятельность (уроки предпрофильной подготовки, профессиональной подготовки, обучение учащихся по индивидуальным планам), внеклассную работу (дистанционные олимпиады различной направленности и уровней, конкурсы), электронные информационные ресурсы (выходы на сайты библиотек Ставропольского государственного университета, Московского государственного технического университета, краевой библиотеки имени Лермонтова, создание ученических и учительских сайтов, электронные портфолио, виртуальные музеи, лаборатории).При параллельном обучении в 10-11-х классах слушатели-старшеклассники выполняют учебный план «колледж-класса» в рамках дополнительного образования (15-18 дисциплин). После получения аттестата об общем среднем образовании и свидетельства о дополнительном образовании учащиеся продолжают обучение по сокращенной программе среднего профессионального образования. Студентам с учетом переаттестации знаний остается изучить 16-18 спецдисциплин. Это позволит выпускникам поступать в вузы на 2-й, 3-й курсы по ускоренным и сокращенным программам.Открывается перспектива получения специальности и диплома государственного образца через 1-2 года после окончания общеобразовательной школы. Гимназисты получают возможность еще в стенах школы приобрести необходимые знания и практические умения, необходимые для будущей специальности. Таким образом, осуществится плавный, безболезненный переход от школьной системы обучения к вузовской. Обучение в среднем учебном заведении займет 1-2 года вместо 2-4 лет и в вузе 3-4 года вместо 4-5 лет (экономия времени и средств). В этом направлении работы имеется положительный результат: выпускницы 2009 года Ирина Анисимова и Кристина Золотухина в марте 2010 года получили дипломы политехнического колледжа. В гимназии ведется большая поисковая работа. Ученики и учителя гимназии делают все, чтобы сохранить для потомков имена тех, кто когда-то учился и работал в их школе. В конце 70-х годов собранные ребятами материалы позволили создать в школе музей Боевой славы имени Героя Советского Союза Леонида Севрюкова. Музей, созданный с большой любовью и ответственностью, неоднократно признавался одним из лучших в районе и городе. В 1995 году в гимназии состоялось торжественное открытие музея истории школы, призванного сохранять и приумножать те традиции, которые были заложены на протяжении всего ее существования. С тех пор было собрано много новых сведений и музейных экспонатов, что позволило в этом году существенно его обновить и реконструировать. В дни празднования 105-й годовщины гимназии в музее особенно были рады людям, которым он посвящен. Ставрополь
Комментарии