В 2011 году самарская гимназия №3 заняла 1-е место среди 392 участников независимой экспертизы школ повышенного уровня Самарской, Московской и Новосибирской областей. Исследования проводила Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования совместно с РИА «Новости». Учитывались многие позиции: сдача выпускниками итоговых экзаменов, результативность на региональных и всероссийских олимпиадах и конференциях, возможности индивидуального развития учащегося и т. д. В 2012 году рейтинг включал оценки уже 597 школ повышенного уровня из 8 регионов страны. Тогда гимназия №3 заняла 6-е место. Сегодня ее директор Светлана ИЛЬИНА гость нашей рубрики.
– Светлана Сергеевна, многие жалуются на невостребованность французского языка, а ваша «французская» гимназия чрезвычайно популярна и процветает. В чем секрет?- У нашего успеха много составляющих, но начинали мы с работы над имиджем. Первой была эмблема. В ней соединили три символа: Эйфелеву башню как символ основного языка, изучаемого в гимназии, Биг-Бен как символ международного языка общения и крылья над Волгой – символ Самары. Потом появились гимн и флаг, затем сайт, и практически сразу родилась первая программа развития «Культурологический подход как основа гимназического образования». Мы сделали французский визитной карточкой гимназии.- В какой-то степени вы шли на риск. Сегодня подавляющее большинство родителей выбирают английский…- Мы решили популяризировать французский язык. Для этого заключили договор о сотрудничестве с «Альянс Франсез Самара» для проведения недель французского кино, песенных конкурсов, театральных постановок, пригласили работать носителя языка из Франции.Кроме того, мы разработали проект по повышению инвестиционной привлекательности региона (привлечение крупных французских инвесторов), защитили его на заседании правительства Самарской области, получили приглашение в составе правительственной делегации представить этот проект в посольстве Франции в Москве.Кроме того, наша гимназия стала опорной школой по обучению детей иностранных граждан – менеджеров строящихся магазинов «Ашан», «Леруа Мерлен» и других совместных предприятий, на ВАЗ приехали сотрудники «Рено» с детьми. Нашими партнерами стали Лига образования Франции и Европейская лига образования, гимназия получила право представлять российское образование на Европейском образовательном салоне в Париже.Со временем мы создали структурное подразделение – автономную некоммерческую образовательную организацию «Самарская международная школа», которая имеет право принимать иностранцев – носителей языка без подтверждения диплома на соответствие российским госстандартам, обучать детей по международным образовательным стандартам, по программам международного бакалавриата и французскому стандарту KNED и т. д.Это лишь часть того, что было проделано в первые три месяца моего директорства. Люди, обретя надежду, всецело отдавались работе. О гимназии заговорили. – То есть за три месяца вы решили все проблемы?- Далеко не все… Именно в тот период Самарская область вступала в эксперимент по новой системе оплаты труда. Крупные школы радовались подушевому финансированию, а небольшим было грустно. В нашей гимназии обучались в то время около 300 человек, потому что санитарные нормы не позволяли комплектовать классы более 16-18 человек, а образовательный процесс велся в приспособленном здании – памятнике культурного наследия регионального значения 1911 года постройки. Передо мной встала задача при переходе на НСОТ не растерять преподавательский состав.- И как вы ее решали?- Я четко понимала, что за 15 человек в классе учитель гимназии будет получать в два раза меньше, чем учитель в обычной школе с классом численностью 30 человек. Мы созвали общешкольную родительскую конференцию. Обозначив четкие ориентиры, цели и задачи педколлектива, пообещав ощутимые результаты в ближайшем будущем, я обратилась к родителям с просьбой найти способ удержать учителей. Так были созданы попечительский совет и фонд помощи гимназии. Совет разработал стипендиальные программы поддержки преподавательского состава и младшего обслуживающего персонала, программы материально-технического обеспечения образовательного процесса, безопасности и т. п. Благодаря совместным усилиям удалось сохранить педагогический коллектив гимназии неизменным.Однако радоваться успехам было рано. Через полгода заканчивались лицензия и аккредитация у гимназии. Получив предписания Госпожнадзора, мы поняли, что новую лицензию получить не сможем. Сотрудники ОГПН уже направили требование о закрытии гимназии в суд, и все казалось безнадежным, но случилось чудо. В Самаре стартовал конкурсный отбор лучших образовательных учреждений области, которым затем оказывалась грантовая поддержка в виде проведения капитальных ремонтов и поставки современного оборудования. Для гимназии это был последний шанс на выживание. Понимая, что от качества подготовки документов зависит все, мы несколько суток не уходили из школы. И вошли в число десяти счастливчиков из тысячи школ Самарской области. По плану-графику за 3 летних месяца все работы должны были быть выполнены. И вот когда снесли все внутренние стены и разобрали перекрытия, прокуратура остановила работы, так как здание гимназии – памятник культурного наследия и его можно только реставрировать. Реставрацию же проект ДГВС не предусматривал.- Ситуация тупиковая… Как вы выходили из нее?- Так как к началу года здание было не готово, учеников распределили по трем разным школам. Учителя бегали из одного здания в другое, работали в две смены. Вышестоящие организации решили, что раз дети определены и учителя трудоустроены, то «восстанавливать здание гимназии смысла нет». Но мы снова не сдались.Учителя, ученики, родители объединились, чтобы доказать городу и области, что гимназию нельзя терять. Городская администрация выделила нам здание детского садика, закрытого из-за несоответствия санитарным нормам. Родители собственноручно привели его в порядок, после чего там разместили три первых класса и административный штаб гимназии. Именно здесь рождались новые смелые идеи. Наша гимназия стала городской опорной площадкой по «Конкурсному движению «Учитель года России» как форме повышения профессионального мастерства учителей». На форумах всех уровней звучали призывы сохранить гимназию. В декабре начались строительные работы, а 10 марта 2009 года все дети и учителя вернулись в свой родной отремонтированный дом.- Светлана Сергеевна, в каком направлении вы стали развиваться дальше?- Мы выступаем инициаторами проведения форумов и фестивалей. Организуем приезд таких почетных гостей, как актер Пьер Ришар и баронесса Кэролайн Кокс (палата лордов, Лондон). Традиционный региональный фестиваль французского языка «Pif» для школьников начального и основного звена становится настоящим праздником как для городских школ, так и для сельских учителей, которые до его появления зачастую чувствовали свою невостребованность, а также стимулом для изучения французского языка, особенно для детей из самарской глубинки. 2013 год был объявлен Годом экологии, а гимназия работала над этой темой уже 4 года. Проект «Экологический хор» с участием французской певицы Доминик Диме с программой «Защитим планету Земля» сначала два года реализовывался в гимназии №3, а в 2011 году к этому проекту подключились все дети городского округа Самара, изучающие французский язык. В настоящее время наша гимназия является членом Ассоциации друзей Франции и международного движения «Педагоги за мир и взаимопонимание», школой – участницей проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», находится под патронатом посольства Франции в России.Слагаемые успеха от Светланы Ильиной Всегда быть уверенным в своих действиях. Даже если внутри есть сомнения, ни в коем случае их не показывать. Неуверенный в себе руководитель внушает неуверенность своим подчиненным. Всегда надеяться на лучшее. Чудеса бывают. Надо только верить в это, а иногда творить их своими руками. Идти вперед, не оглядываясь назад и на тех, кто мешает продвижению вперед. Не бояться ошибок. Не ошибается только тот, кто не работает. Анализ каждой ошибки позволяет подниматься на одну ступеньку вверх и самому, и своему учреждению.Досье «УГ»Светлана Ильина пришла в школу учителем английского языка. Ее директорский стаж сравнительно небольшой – 6,5 года. Но именно в эти годы руководимая ею гимназия №3 стала победителем конкурсов «Лучшая школа городского округа Самара» в номинации «Школа – социокультурный центр» (2013), «Лучшая школа Самарской области» в номинации «Лицеи и гимназии» (2-е место, 2012), «Лучшая школа РФ в рамках ПНПО» (2009). Светлана Ильина создала не похожее ни на одно другое образовательное учреждение. У его учащихся есть возможность обучаться как по российским стандартам, так и по программам международного бакалавриата, а также в билингвальной секции. В гимназии учатся дети известных в Самаре людей и дети незащищенных слоев населения, дети разных вероисповеданий и национальностей. Самара
Комментарии